Под председательством президента Касым-Жомарта Токаева состоялось очередное заседание Высшего совета по реформам. Одной из тем обсуждения стало развитие водной отрасли. Доклад по этой теме представил министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев, сообщает пресс-служба Акорды.
Выслушав министра, глава государства отметил, что в Центрально-Азиатском регионе вопрос обеспечения водными ресурсами всегда стоял очень остро. По его словам, сегодня ситуация стремительно усугубляется и становится глобальной проблемой.
«Исследование Института Земли Колумбийской климатической школы указывает на серьезные отрицательные сдвиги в структуре осадков в горах Тянь-Шаня. А это большая часть пресной воды для орошения и пастбищ. Круглогодичный снежный покров отступает в верхние части гор. Ученые ожидают еще более резкого отступления снеговой линии в ближайшие два десятилетия», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Как сообщил президент, сокращение внешнего притока воды усугубляется проблемами неэффективного ее использования. По его мнению, необходимо усилить государственный мониторинг состояния водных ресурсов.
«Функционирует всего 310 гидрологических постов для изучения водного режима водотоков и водоемов при необходимых 800. Отсутствует полноценный государственный водный кадастр. Это не позволяет вести мониторинг за количественным и качественным состоянием водных ресурсов и иметь достоверный баланс водообеспеченности отраслей экономики», – указал на проблемы глава государства.
Наряду с этим Касым-Жомарт Токаев подверг критике слабую межведомственную координацию в сфере водопользования. Он отметил, что водохозяйственная инфраструктура находится в ведении разных государственных органов, что зачастую осложняет проведение эффективной политики в отношении водных ресурсов.
«Водный совет при первом заместителе премьер-министра был создан в 2015 году, заседал всего один раз. Но данный совет должен быть эффективным, он должен принимать решения, а не только быть совещательным органом для обмена мнениями. Фокусировка на вопросах текущего характера не позволяет принимать системные меры для нормализации ситуации в секторе. Отсюда и слабая переговорная позиция Казахстана по вододелению трансграничных рек. Без сильной внутренней водной политики невозможно выстроить эффективную водную дипломатию с соседними странами», – сказал президент.