Проблема дефицита ГСМ на внутреннем рынке Казахстана остается актуальной на протяжении длительного времени. Основной причиной проблемы эксперты считают нехватку сырья для отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Зависимость внутреннего рынка от импорта сырой нефти также влияет на развитие инфляционных процессов в экономике страны. Через импорт нефтепродуктов происходит рост цен на многие потребительские товары.
Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, предлагает решить проблему дефицита бензина путем строительства нового НПЗ, ориентированного на переработку нефти с месторождения Кашаган. (см. «Капитал.kz» от 29 ноября 2012 года).Через 6-7 лет после начала добычи, по словам г-на Егорова, Кашаган будет давать 42 млн тонн нефти в год. Завод же может переработать максимум 8 млн тонн нефти в год. Это позволит, по мнению эксперта, не только устранить основную проблему дефицита ГСМ в стране, но и решить вопрос качества производимого в Казахстане бензина.
По подсчетам Олега Егорова, строительство НПЗ, ориентированного на кашаганскую нефть, обойдется в $4,5 млрд. Средства на строительство этого завода эксперт предлагает взять у Национального фонда РК (Нацфонда).
Открытым оставался вопрос: есть ли у Нацфонда законодательная возможность осуществить финансирование строительства завода? В Министерстве финансов РК нашему изданию сообщили, что строительство НПЗ за счет средств Нацфонд возможно.
«Финансирование проекта из Нацфонда возможно опосредованно через республиканский бюджет в рамках и при соблюдении соответствующих бюджетных процедур», – рассказал Ардак Тенгебаев, вице-министр финансов РК.
В настоящее время, по словам вице-министра, государственными органами рассматривается вопрос возможности инвестирования средств Нацфонда в проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) через АО «Национальная инвестиционная корпорация Национального банка Казахстана», созданное для инвестиционного управления средствами Нацфонда и золотовалютными резервами.
Согласно Бюджетному кодексу Республики Казахстан, Нацфонд используется в виде гарантированного трансферта в республиканский бюджет и на покрытие расходов, связанных с управлением фондом и проведением ежегодного аудита. Попадая в республиканский бюджет, средства трансферта представляют собой поступления в республиканский бюджет.
Кроме того, Нацфонд размещается в разрешенные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов, перечень которых определяется правительством совместно с Национальным банком РК по предложению Совета по управлению Нацфондом.
«Финансирование проектов, без исключения проекта по строительству нового НПЗ, вне зависимости от источника финансирования, должно быть просчитываемым и проистекать из экономики проекта», – подчеркнул г-н Тенгебаев.
Вице-минстр также отметил, что в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан Нацфонд не может использоваться для кредитования физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Напомним, сегодня на территории нашей республики функционирует три нефтеперерабатывающих завода: Шымкентский, Атырауский и Павлодарский. В 2011 году ассоциация KAZENERGY отметила некоторое сокращение производства основных типов нефтепродуктов на отечественных НПЗ. Так, выработка бензина уменьшилась на 4,7%, до 2,76 млн тонн, дизтоплива – на 0,2%, до 4,06 млн тонн, мазута – на 2,9%, до 3,66 млн тонн. Исключением стал авиакеросин, производство которого выросло на 7,3%, до 0,53 млн тонн Сокращение производства эксперты ассоциации объяснили ростом стоимости и временным дефицитом нефтепродуктов на внутреннем рынке в течение первого полугодия прошлого года.
Тем не менее представители KAZENERGY надеются, что реализация проектов модернизации НПЗ и наращивание добычи нефти в Казахстане позволят улучшить ситуацию в сфере нефтепереработки ориентировочно к 2014-2015 годам. В частности, планируется довести суммарную мощность НПЗ до 17 млн тонн и обеспечить их достаточными поставками казахстанских углеводородов.
Нацфонд может профинансировать строительство нового НПЗ
Проблема дефицита ГСМ на внутреннем рынке Казахстана остается актуальной на протяжении длительного времени. Основной причиной пр...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.