В минувшую пятницу Нурсултан Назарбаев огласил новую программу развития Казахстана. Масштабный документ рассчитан до 2050 года и нацелен на решение концептуальных задач, призванных создать предпосылки для формирования конкурентоспособной экономики, надежной социальной политики, высокотехнологичного индустриального сектора. Об основных задачах, поставленных в новом стратегическом документе, и том, каких успехов удалось достичь в реализации стратегии «Казахстан – 2030» в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказала Бахыт Есекина, директор Высшей партийной школы НДП «Нур Отан».
– Стратегия «Казахстан – 2050» – это самостоятельная программа или очередное дополнение к стратегии «Казахстан – 2030»?
– Стратегия «Казахстан – 2050» – логическое продолжение первой долгосрочной стратегии на новом этапе развития нашей страны. Задачи по повышению качества жизни казахстанцев, профессионализации госаппарата, повышению конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики остаются актуальными и требуют поиска новых подходов для своего решения в условиях глобальной нестабильности и исчерпания природно-ресурсного потенциала. Все это и обусловило разработку нового стратегического документа – «Казахстан – 2050».
– Каковы основные приоритеты в стратегии развития Казахстана до 2050 года?
– Стратегия «Казахстан – 2050» предлагает новую парадигму развития республики на долгосрочную перспективу. Ее стержень – модернизация экономической, социальной политики, укрепление глобальной и региональной безопасности, формирование нового казахстанского патриотизма.
По каждому из представленных направлений стратегии обосновываются и конкретизируются приоритеты и принципы развития основных сфер жизнедеятельности казахстанского общества, а также определены ключевые индикаторы и механизмы их достижения.
Глава государства в послании отметил, что успешная реализация поставленных долгосрочных задач обусловит создание соответствующей нормативной правовой и институциональной базы, что потребует, в свою очередь, «перезагрузки» многих страновых стратегических документов.
В качестве инновационных направлений стратегии, впервые представленных в страновых документах, можно отметить: разработку и реализацию концепции государственного аудита, децентрализацию государственного управления и выборность акимов, реформирование природоохранной системы и создание стратегического резерва углеводородного сырья.
– Какие задачи поставлены в новом стратегическом документе?
– Поставлен целый комплекс задач, соответствующих модернизационному этапу развития Казахстана. Важнейшая из них – вхождение в тридцатку самых развитых государств мира. А это непростая задача с учетом современных трендов глобального развития и нарастания конкурентной борьбы за мировые товарные рынки. В этой связи в качестве основных составляющих нового экономического курса обозначены: всеобъемлющий экономический прагматизм и модернизация макроэкономической политики, предполагающая реформирование бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики и управления внешним долгом.
Принципиально новым должен стать подход к развитию инфраструктуры, которая должна расширить возможности экономического роста. Развивать инфраструктуру планируется в двух направлениях – интегрировать экономику в глобальную среду и двигаться внутри страны. В этих целях президентом страны поручено разработать специальные программы по глобальной инфраструктурной интеграции и уже в 2013 году – государственную программу по развитию инфраструктуры.
Следующие задачи поставлены в сфере управления государственными активами и природными ресурсами. Принципиально важным с точки зрения устойчивого развития является поручение главы государства по изменению условий добычи природного сырья: «Мы должны разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны. Все добывающие предприятия должны внедрять только экологически безвредные производства».
Правительству также поручено разработать детальный план следующей фазы индустриализации и модернизации сельского хозяйства. В результате доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться к 2025 году в 2 раза, а к 2040 году – в 3 раза. Доля продукции сельского хозяйства в ВВП страны должна увеличиться в 5 раз.
Целый блок задач поставлен в социальной сфере, включая вопросы занятости и оплаты труда, образования и подготовки кадров, развития инновационных исследований.
– Каким образом, на Ваш взгляд, следует реализовывать стратегию «Казахстан – 2050»?
– Реализация стратегии «Казахстан – 2050» потребует поэтапной реализации, гармонизации всех стратегических документов страны, принятых ранее. Нурсултан Назарбаев во время послания уже дал поручения правительству по разработке общенационального плана действий на 2013 год и ряда отраслевых программ.
Безусловно, важнейшими условиями успешной реализации стратегии должны стать достигнутые за годы независимости социально-политическая стабильность, межнациональное согласие, межсекторальное сотрудничество и единство всех граждан Казахстана.
– В этом году исполнилось 15 лет с тех пор, как Нурсултан Назарбаев провозгласил стратегию «Казахстан – 2030». Чего уже удалось достичь за это время?
– Стратегия «Казахстан – 2030» стала первым долгосрочным документом развития независимой республики, системно представившим приоритеты вхождения нашей страны в мировое сообщество. По содержанию она представляет собой пирамиду, характеризующую устойчивость экономической системы, на вершине которой институциональные реформы, в основании – экономика, социальная сфера и природные ресурсы.
Принятие долгосрочной стратегии спустя 6 лет после обретения независимости продемонстрировало мировому сообществу глубокое понимание и приверженность трендам прогрессивного мирового развития, а также готовность молодой республики к проведению рыночных реформ внутри страны.
Был взят курс на привлечение иностранных инвестиций и формирование рыночной инфраструктуры. По объему привлеченных инвестиций Казахстан занимает ведущее место не только в СНГ, но и среди стран мира со средним уровнем жизни. Так, только с 2002 по 2012 год в национальную экономику привлечено свыше 6,7 трлн тенге иностранных инвестиций. Это способствовало становлению и динамичному развитию отечественного банковского и финансового секторов.
Следует отметить и формирование Национального фонда, позволившего обеспечить финансовую устойчивость страны в условиях первой волны глобального экономического кризиса, запуск государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, развитие малого и среднего бизнеса, международную интеграцию в Единое экономическое пространство и страновую подготовку к вступлению во Всемирную торговую организацию.
Естественно, для успешной реализации этих проектов и повышения инвестиционной привлекательности страны необходимо было создать в сжатые сроки соответствующую законодательную и нормативно-правовую базу, адекватную международным стандартам.
Продвижение Казахстана согласно индексам глобальной конкурентоспособности и ведения бизнеса, создание экспертной площадки для обсуждения вопросов мирового развития в рамках Астанинского экономического форума и, наконец, получение права на проведение EXPO-2017 в Астане свидетельствует о том, что задачи по интеграции страны в мировую экономику, впервые поставленные в стратегии «Казахстан – 2030», решены успешно.
– Какие трудности при реализации стратегии «Казахстан – 2030» Вы можете отметить?
– В процессе любого развития возникают риски и сложности, тем более что речь идет о реализации долгосрочной стратегии молодого государства, охватившей все сферы жизнедеятельности общества. Как экономист, могу отметить трудности в достижении приоритетов, касающихся развития инфраструктуры и формирования профессионального государства.
Стратегией поставлена задача по снижению транспортной составляющей в себестоимости отечественной продукции. Думаю, что вопросы обеспечения конкурентоспособности казахстанского транспортно-коммуникационного комплекса, включая оказание электронных услуг, еще ждут своего решения.
Кроме того, вопрос эффективного государственного управления остается, к сожалению, актуальным и сегодня. И это несмотря на принятие еще в 2007 году целого пакета комплексных мер, предусматривающих введение системы стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на снижение коррупции и т.д.
По мнению международных экспертов, введение системы стратегического планирования оказало положительный эффект на более рациональное использование ресурсов госорганами как на центральном, так и на местном уровне. В то же время вопросы мониторинга реализации утвержденных планов, их координация и достижение целевых индикаторов остаются закрытыми, вне информирования общественности. А это снижает эффективность функционирования всей системы стратегического планирования.
На мой взгляд, в рамках реализации стратегии также не решены вопросы совершенствования межведомственной координации и подготовки профессиональных госслужащих. Именно этим направлениям сегодня уделяется большое внимание в развитых странах. Поскольку в конечном итоге они определяют эффективность функционирования всей системы государственного управления. Например, во Франции ежегодно проводится мониторинг эффективности деятельности госорганов в виде подготовки аналитического доклада, который представляется непосредственно президенту.
В условиях активного участия Казахстана в евразийских интеграционных процессах, думаю, назрела острая необходимость в создании при Администрации Президента РК специальной структуры по проведению оценки исполнения утвержденных стратегических планов госорганов и совершенствованию межведомственной координации.
Вопросы подготовки профессиональных госслужащих должны находиться в центре всех проводимых реформ в области государственного управления. Ведь от компетентности госаппарата зависит успешная реализация как среднесрочных программ развития страны, так и долгосрочной стратегии. Только грамотное использование имеющегося отечественного опыта в сочетании с эффективным международным поможет достичь успеха в реализации этого стратегического направления.
– Что еще необходимо выполнить для более устойчивого и эффективного развития Казахстана?
– Сегодня мы находимся на этапе социально-экономической модернизации, когда в обществе достигнута социально-политическая стабильность, межнациональное согласие, что важно для дальнейшего продвижения Казахстана по пути к устойчивому развитию.
В то же время глобальные риски и предстоящее вступление в ВТО требуют обеспечения конкурентоспособности страны в условиях нарастающих тенденций по исчерпанию природных ресурсов. Мировая практика свидетельствует, что переход к «зеленой экономике» является ступенью к формированию интеллектуальной экономики.
По инициативе Нурсултана Назарбаева республика присоединилась к клубу многих развитых стран, разрабатывающих «зеленые стратегии», таких как Германия, Норвегия и Южная Корея. В них через «зеленые» механизмы в планировании, налогообложении, инвестировании осуществляется эволюционный переход от ресурсной экономики к интеллектуальной – экономике знаний.
Я считаю, что последовательное движение в сторону развития интеллектуальной экономики позволит казахстанцам сохранить национальное благосостояние для будущих поколений. Безусловно, это потребует больших инвестиций в науку и образование.
К сожалению, многие отечественные разработки, не уступающие по своей научной новизне и конкурентоспособности лучшим зарубежным образцам, остаются невостребованными и пылятся на полках научно-исследовательских институтов. Сейчас обязательное правило реализации любого научного проекта – участие международных экспертов, порой не имеющих достаточной осведомленности об уровне развития той или иной отрасли в нашей стране. Такое отношение ставит под сомнение конкурентоспособность получаемых научных результатов и их практическое использование в интересах устойчивого развития Казахстана.
В этой связи для успешной реализации стратегии необходимо более бережное отношение к отечественным научным кадрам и воспитание собственной интеллектуальной научной элиты, подготовленной на глубоком понимании национальных традиций и лучшего международного опыта. Путем кропотливого взращивания собственных кадров мы сможем обеспечить конкурентоспособность казахстанской продукции и казахстанского бренда на мировых товарных рынках.
Для повышения качества жизни каждого казахстанца в сфере экономики следует продолжить диверсификацию в направлении развития высокотехнологичных производств как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе. В социальной сфере актуальными остаются вопросы увеличения продолжительности жизни казахстанцев до уровня развитых стран и разработка новой системы социальных стандартов поддержки населения.
Предлагаемые направления четко обозначены главой государства в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда», являющейся логическим продолжением приоритетных направлений долгосрочной стратегии « Казахстан –2030».
Бахыт Есекина: «Задачи по интеграции Казахстана в мировую экономику решены успешно»
В минувшую пятницу Нурсултан Назарбаев огласил новую программу развития Казахстана. Масштабный документ рассчитан до 2050 года и...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.