Электронная коммерция во всем мире развивается стремительными темпами. Например, в 2011 году, по данным аналитической компании Interactive Media in Retail Group (IMRG), общие интернет-продажи возросли на $961 млрд, что на 20% больше показателей прошлого года. Аналитическая компания прогнозирует, что глобальный объем мирового рынка торговли в интернете к 2013 году превысит $1,25 трлн, при том, что число пользователей увеличится до 3,5 млрд. По информации IMRG, на начало 2012 года в сети насчитывалось около 2,2 млрд уникальных пользователей.
Лидером по размеру рынка онлайн-торговли остаются США. Вслед за ними идут Япония и Великобритания. Рост электронных продаж в Китае в прошлом году составил 130%. Электронная коммерция в Европе в 2011 году возросла на 19%, до $307 млрд и опередила Южную Америку на $297 млрд.
Казахстан же, как отметил Баглан Айдашов, руководитель информационно-аналитической службы ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана», значительно отстает от индустриальных стран мира в развитии коммерции в интернете. В прошлом году объем рынка торговли в интернете в целом по республике, по информации г-на Айдашова, составил $260 млн, или 0,4% от общего рынка товаров и услуг.
Сегодня, по мнению PR-службы OZON Holdings, е-коммерция в Казахстане развивается быстрее традиционного ритейла, но пока отстает от России. К примеру, объем онлайн-торговли в Рунете в прошлом году достиг 4% от общего рынка продажи товаров.
По данным Агентства РК по статистике, на начало 2011 года количество казахстанцев, имеющих доступ к интернету, достигло 6,5 млн человек, что составляет 41% от населения страны. К концу 2012 года ожидается, что данный показатель вырастет до 9 млн человек. Но, как объясняют эксперты, количество реальных пользователей глобальной сети не приравнивается к количеству людей, имеющих к ней доступ. По различным экспертным оценкам, количество реальных пользователей интернета в нашей республике равно примерно 2 млн человек.
Основными причинами, тормозящими развитие интернет-коммерции в Казахстане, в OZON Holdings считают высокую стоимость доступа в интернет и низкий уровень его проникновения. «Также стоит отметить недоверие пользователей к покупкам, ведь от начала использования интернета до первой покупки в нем должно пройти какое-то время, хотя благодаря развитию купонных сервисов оно заметно сократилось», – говорят в компании.
Баглан Айдашов, в свою очередь, также выделяет несколько основных опасений потенциальных покупателей на рынке е-коммерции: потребность «потрогать» товар руками до оплаты, опасение, что доставят не тот товар или повредят при доставке, непонимание всего процесса, высокую стоимость доставки, опасение за сохранность данных платежной карты, долгое ожидание доставки после оплаты и отсутствие карты.
Сдерживающими факторами развития коммерции в интеренете эксперт называет и нехватку культуры оплаты по карточкам, а также критично высокий уровень отказов при оплате по банковским картам при осуществлении покупки в интернете.
«Если говорить об оплате в интернете по карте, то ситуация усугубляется большим числом отказов, уровень отказов при оплате по картам у разных игроков рынка составляет от 37 до 48%», – рассказал Баглан Айдашов.
В настоящее время, по его данным, только 21% от всех транзакций – это платежи с карты, все остальное – снятие денег с карточки через банкомат. Спикер подчеркнул, что, по данным Национального банка РК, в августе 2012 года в стране на 11 млн карточек приходилось 12,5 млн транзакций по снятию наличных и только 3,4 млн платежных транзакций с карты.
Еще одну причину отставания Казахстана в темпах роста е-коммерции г-н Айдашов видит в закрытости казахстанскими банками второго уровня платежных карт для интернет-транзакций. «Есть только несколько банков, которые по умолчанию открыли свои карты. В других для этого приходится проходить специальные процедуры, которые, по сути, являются искусственными барьерами», – говорит он.
Как показывает мировая практика, e-коммерция становится индустрией, когда число пользователей интернета от общего населения страны превышает 20% и они пользуются им не менее 2-3 лет. В Казахстане, по словам эксперта, этот период придется на 2013-2014 годы, когда будет наблюдаться пик роста продаж товаров и услуг через интернет.
Но, к сожалению, развитие е-коммерции, по замечанию г-на Айдашова, зачастую обеспечивается не внутренними сервисами, а зарубежными. Так, в настоящее время только каждая 10-ая интернет-транзакция по картам проходит в казахстанских интернет-магазинах, тогда как 90% уходит на зарубежные сайты. «На казахстанский рынок е-коммерции выходит все больше иностранных игроков с более развитых рынков, с опытом и отлаженными бизнес-процессами, закрывая свободные ниши, пока не заполненные нашими предпринимателями», – сказал эксперт.
По прогнозам OZON Holdings, рынок электронной коммерции Казахстана по темпам роста догонит российский в ближайшие два-три года, то есть он будет расти примерно 25-30% в год.
Венера Гайфутдинова