Повышение требований к капиталу казахстанских брокеров направлено на их укрупнение и ужесточение ответственности перед инвесторами.
Как стало известно на прошлой неделе, власти РК собираются поднять требования к уставному капиталу брокерских компаний. С таким заявлением, как передает деловой портал Kapital.kz, на казахстанском форуме эмитентов выступил заместитель директора департамента методологии, надзора и контроля Нацбанка РК Олжас Кизатов.
По его словам, первым шагом, направленным на реформирование рынка брокерских услуг, станет ужесточение требований к уставному капиталу для брокеров со 140 тыс. МРП до 400 тыс. МРП. Это требование уже было озвучено в апреле 2012 года на заседании Совета финансовой стабильности.
Олжас Кизатов подчеркнул, что повышение требований к капиталу брокерских организаций продиктовано необходимостью управления и снижения уровня кредитных рисков и обеспечения защиты инвесторов от действий брокеров, недобросовестно осуществляющих свои обязанности.
Для совершенствования рынка ценных бумаг регулятор также озвучил и другие предложения. Предлагается установить на уровне 20% минимальную долю ценных бумаг, обязательных для размещения на Казахстанской фондовой бирже при листинге на зарубежной бирже.
Он также отметил, что на следующем этапе развития рынка ценных бумаг планируется совершенствовать пруденциальное регулирование брокеров, ужесточить требования к крупным участникам и руководящим работникам брокерских организаций.
Формально сложившаяся инфраструктура фондового рынка РК, считает г-н Кизатов, отвечает всем международным требованиям. Но есть несколько проблем, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг. Во-первых, это дефицит качественных финансовых инструментов и, как следствие, низкая ликвидность фондового рынка. Во-вторых, низкое количество розничных инвесторов, вовлеченных в процедуру торгов. Третье – манипулирование и недобросовестное поведение на рынке ценных бумаг. Четвертое – недостаточный уровень прозрачности.
Дефицит как он есть
Дефицит качественных финансовых инструментов и, как следствие, низкая ликвидность фондового рынка, по мнению министра финансов РК Болата Жамишева, имеет прямую взаимосвязь с ростом валового внешнего долга.
На 1 января 2012 года валовой внешний долг Казахстана, включающий в себя государственный долг и долги субъектов всех форм собственности, составил $123,8 млрд и снизился за последние годы по отношению к ВВП до уровня 10-летней давности. Причем львиную его долю составляют долги корпоративного сектора, это порядка $90 млрд, или 72% долга. Обязательства самого государства более чем скромные. Они не превышают $5 млрд, или 4% от валового внешнего долга, что вполне соответствует мировым стандартам.
Поэтому правительство озабочено ростом обязательств квазигосударственного сектора. В связи с этим Болат Жамишев предлагает запретить осуществлять внешние заимствования национальным компаниям, не входящим в структуру ФНБ «Самрук-Казына», АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро», Банк развития Казахстана.
Те, кому запрещено будет занимать за рубежом, могут привлекать средства на внутреннем рынке. Предложенная мера, по словам Болата Жамишева, убьет сразу двух зайцев: снизит внешнее долговое бремя и даст бумажную ликвидность локальному рынку облигаций. Это поможет частично решить проблему дефицита качественных финансовых инструментов для крупных инвесторов, таких как пенсионные фонды и страховые компании.
Меньше криминала
Манипулирование и недобросовестное поведение на рынке ценных бумаг предполагается решить за счет более активного применения норм закона. В статье 56 Закона РК от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг» такая норма предусмотрена. И называется она «Манипулированием на рынке ценных бумаг». Согласно ей, субъектам рынка ценных бумаг запрещается:
1) оказывать влияние в любой форме на других субъектов рынка ценных бумаг в целях изменения их поведения на рынке ценных бумаг;
2) распространять недостоверные сведения в целях оказания влияния на ситуацию, складывающуюся на рынке ценных бумаг;
3) совершать сделки в целях манипулирования на рынке ценных бумаг.
Сделка, совершенная в целях манипулирования на рынке ценных бумаг, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованных лиц.
Андрей Кириллов