Готовность Казахстана принять участие в строительстве Камбаратинской ГЭС-1 означает, что Астана ради обеспечения собственной энергобезопасности может отказаться от временного союза с Узбекистаном по вопросу строительства гидрообъектов в Центральной Азии.
На прошлой неделе президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев на торжественной церемонии закладки капсулы на месте строительства первой из четырех ГЭС средней мощности на реке Нарын заявил, что Казахстан выразил желание участвовать в строительстве Камбаратинской ГЭС-1.
Одновременно с началом строительства новых станций энергетики страны вместе с казахстанскими партнерами планируют протянуть линию Датка – Алматы.
Кыргызстан очень надеется, что за Верхне-Нарынским каскадом последует возведение Камбаратинской ГЭС-1, куда более мощного объекта, против строительства которого неоднократно высказывался президент Узбекистана Ислам Каримов.
На торжественном мероприятии по закладке капсулы глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев еще раз заверил соседей, что «зимой мы будем эксплуатировать «Камбарату-1», накапливая воду в Токтогульском водохранилище, а весной сможем давать ее Казахстану и Узбекистану» и «поможем крестьянам Ферганской долины с поливом».
Аспект политический
Именно вопрос строительства Таджикистаном Рогунской ГЭС, а Кыргызстаном – Камбаратинских ГЭС и стал камнем преткновения лидеров центральноазиатских стран.
До недавнего времени непримиримую позицию узбекского президента поддерживал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Под давлением со стороны двух самых крупных государств региона Таджикистан был вынужден согласиться на международный мониторинг строительства Рогунской ГЭС, который проводит Всемирный банк.
Мощное давление испытывал и Кыргызстан.
Если Казахстан и на самом деле станет полноправным участником строительства Камбаратинской ГЭС-1, то в ближайшей перспективе может быть разблокирован и другой крупный энергообъект – Рогунская ГЭС.
В Кыргызстане, если Казахстан решится, в процессе строительства примут участие россияне, казахстанцы и кыргызстанцы. В Таджикистане также может быть создан подобный консорциум.
Аспект экономический
Но более значимым выглядит именно экономический аспект. В частности, энергодефицит Алматы, как рассказал в сентябре нашему изданию директор департамента капитального строительства KEGOС Ермахамбет Атакулов, планировали решить с помощью строительства высоковольтных линий Шульбинской ГЭС (Семей – Акторгай – Талдыкорган – Алматы). Строительство данного проекта обошлось бы в 60 млрд тенге, а финансирование предполагалось осуществить за счет привлечения заемных средств и собственных средств KEGOС.
Хотя линия Датка – Алматы стоимостью 20 млрд тенге в три раза дешевле и намного практичнее.
Именно о практичности проекта газете «Казахстанская правда» рассказал посол РК в КР Бейбит Исабаев. По его словам, «реализация данного проекта сыграет важную роль в укреплении энергетической безопасности Казахстана, и, в частности, южных его регионов». «Это также позволит РК, без ущерба для себя и соседних стран, выйти из объединенного энергокольца Центральной Азии (ОЭЦА), созданного во времена СССР. Иначе говоря, каждое постсоветское центральноазиатское государство будет иметь собственное энергетическое обеспечение. Тем самым прекратится практика несанкционированного отбора энергии некоторыми партнерами из общей системы ОЭЦА, приносящая убытки экономике Казахстана», – заметил Бейбит Исабаев.
Риски можно преодолеть
Участию Казахстана в строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и ЛЭП Датка – Алматы могут помешать только политические риски внутри Кыргызстана.
События 2010 года в Ошской области сильно подпортили инвестиционный имидж Кыргызстана. А у Казахстана есть поводы для опасений: если в 2005 году объем казахстанских инвестиций в Кыргызстан составил 19% от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2009-м он вырос почти до 50%.
Как заявил одному из российских СМИ глава аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев, Алмазбек Атамбаев укрепляет свою власть и имидж на фоне нестабильного парламента и беспомощного правительства. По мнению г-на Богатырева, уже начинается процесс расширения президентских полномочий.
Однако идет и обратный процесс, когда парламент хочет ограничить полномочия президента. Если эта борьба не перерастет в открытую форму противостояния, то относительную стабильность в Кыргызстане прогнозировать можно.
Лишь бы не случилось, как в свое время с казахстанскими курортами на Иссык-Куле, когда Казахстану пришлось приложить максимум усилий, чтобы сохранить собственность. А в остальном Казахстану выгодно участвовать в строительстве и контроле гидрообъектов в Кыргызстане, а также по приемлемой цене решить собственные проблемы энергообеспечения.
Андрей Кириллов