С января следующего года Япония начнет импортировать редкоземельные металлы из Казахстана. Соглашение о сотрудничестве по данному направлению главы экономических ведомств Японии и Казахстана подписали еще в мае этого года в Астане, но о сроках начала поставок до настоящего моменте известно не было.
В связи с подписанием соглашения объемы казахстанского экспорта редкоземельных металлов, по словам Дмитрия Александрова, начальника отдела аналитических исследований инвестиционной компании «УНИВЕР Капитал», могут значительно возрасти.
Ежегодный планируемый объем закупок, по условиям соглашения, составит около 1,5 тыс. тонн, что примерно равняется 7,5% годовой потребности Японии в редкоземельных металлах. Но в дальнейшем, через 4-8 лет стать одним из ведущих поставщиков редкоземельных элементов в Японию, по оценке Дмитрия Баранова, ведущего эксперта управляющей компании «Финам Менеджмент», Казахстану вполне по силам.
Точных данных о том, какие наименования редкоземельных металлов Казахстан будет поставлять для Японии, пока нет. В СМИ распространены данные о том, что в частности, планируется импортировать около 20 тонн казахстанского диспрозия – металла, необходимого для производства двигателей для электромобилей и гибридных автомобилей. По прогнозам, объем казахстанских поставок сможет покрыть около 3% годового японского спроса на диспрозий.
Рынок редкоземельных металлов, по словам г-на Александрова, привлекателен, стабилен и имеет безусловный потенциал устойчивого, пусть медленного, зато стабильного, роста. «Сейчас у Казахстана есть шансы выйти на 7-10%-ную долю, что обеспечит стабильные валютные поступления», – считает г-н Александров.
Однако нашей республике, по мнению г-на Баранова, не удастся стать единственным поставщиком редкоземельных металлов для Японии. «Сама Япония вряд ли согласится на то, чтобы все ее потребности закрывал один поставщик. Такая зависимость стране ни к чему», – подчеркнул он.
К тому же основной причиной подписания соглашения по поставке редкоземельных металлов с Казахстаном для Японии является желание освободиться от зависимости от поставок из Китая. Также Япония, по информации г-на Александрова, пытается самостоятельно работать по добыче в Индии. «Если теперь получится наладить отношения с Казахстаном, то фактически она «обойдет» Китай и с юга, и с запада», – рассказал эксперт.
Сегодня Китайская Народная Республика, которая является основным поставщиком редкоземельных металлов на мировой рынок, сокращает поставки. И хотя в качестве основной причины называется рост потребления редкоземельных элементов внутри страны, «многие игроки рынка считают, что таким образом КНР оказывает политическое давление на своих партнеров», заметил г-н Баранов.
Потребность в редкоземельных элементах в мире действительно растет, и многие страны-потребители просто вынуждены искать замену китайской продукции. Месторождения редкоземельных элементов в других странах сокращаются, и за оставшиеся ресурсы будет идти все более ожесточенная борьба, считает Дмитрий Баранов, хотя до открытых вооруженных конфликтов дело вряд ли дойдет.
Венера Гайфутдинова