Той-драма вместо шоу-бизнеса

15.11.2012 • 00:09 3219

Той-драма вместо шоу-бизнеса

Одна из уважаемых музыкальных продюсеров написала мне как-то на Facebook с юморным укором, что понятие «той-бизнес» уже устарело. Но молодая поросль музыкального менеджмента и продюсирования с ней не согласна: местный шоубиз все еще ходит в семейных трусах тоя, хотя необходимость сменить их давно созрела.

Зарабатываем на тоях

В такой ситуации концепцию поведения «Расслабиться и получать удовольствие» считает единственно верной для нормальных людей Азамат Сапабеков, 25-летний менеджер четырех музыкальных проектов. На рынке он работает 7 лет, организовывает ивенты и продает своих и не только артистов.

«В основном проводим корпоративные и частные мероприятия, креативные и не очень, иногда с бюджетами до $300 тыс. и выше, а иногда с более скромными. Выбор артистов определяется просто: если они уже ангажированы, в Казахстан не приедут. Клиент дает список из, к примеру, 16 артистов, а получает на свое торжество только одного и несколько казахстанских в довесок. В год только у меня порядка 50 подобных мероприятий. А таких «компаний», как моя, в стране много.

Что до клиента, то для него, увы, основной вопрос: делать дорого или дешево, а не качественно или нет. Заказчик чаще думает не о том, каким он хочет увидеть событие, а о том, что скажут гости, потому выбирает «дорого» и пускает пыль в глаза. Для многих самое главное в жизни – это той и как же мой сегодняшний той может быть хуже, чем вчерашний у соседа? Рынок сбыта в Казахстане достаточно велик, а вот самих коллективов мало, поэтому без работы никто не остается. Есть даже артисты, которые работают исключительно в двух столицах. Но зарабатывают все в основном на разного вида тоях.

Если той и остался в нашей стране, как замена концерту, то изменилось его качество. Сегодня даже московские артисты удивляются местному уровню организации мероприятий. А многим иностранцам вообще не понять: как могут 3 «майбаха» встречать музыкальную группу из трех человек?

Другая тенденция – растет молодежь. Они идут в ногу со временем, видят самые последние тенденции, потому что постоянно ездят по миру, а потому медленно, но верно меняются и представления общества о достойном мероприятии и музыке. Сегодня уже даже государственные предприятия хотят ивенты «не как у всех».

Но несмотря на то, что сакральная суть казахстанского шоу-бизнеса – это по-прежнему той, считаю, что если ты артист, то несешь ответственность за то, что предоставляешь своему слушателю. Однако большинство артистов с этим не согласны. Я прямо скажу: то, что они несут в народ – это той-драма со своей той-драматургией. Кроме менталитета самих артистов большая проблема заключается в привычках публики: люди просто не хотят воспринимать качественную интересную музыку. Мне никогда не понять, почему покупают Заттыбека? Поет-то гнусаво. Ясно одно: артисты в Казахстане поют то и так, как этого хочет их целевая аудитория. Противопоставить большинству можно таких, как Ерболат Кудайбергенов. Пишет песни сам, этно-рэпер, казахстанский продукт, но качественный. У него новые звуки, интересные ходы. «RinGo» – тоже удачный пример. Треки, записанные ими 5 лет назад, слушаются свежо и интересно сегодня. «Орда» и Chick Flick, Buhar Jerreau и «Сом Тойер» – все это то немногое, что абсолютно неуместно в музыкальной программе местных тоев».

Из количества – в качество

Вслед за младоменеджером я нашел и младопродюсера. 25-летний сын математика и музыканта, телеведущий, создатель собственного агентства A&A Entertainment Абдель Мухтаров организует ивенты и продюсирует квартет Mezzo. За плечами Абделя любовь к Backstreet Boys и Радио 31, учеба в КИМЭП и работа в Deloitte, «Болашак» в Лондоне (по образованию он финансист и продюсер). Насмотревшись в островной столице на самые лучшие мюзиклы, концерты, выставки, молодой человек поднакопил умные мысли на тему, что и как делать, и стал эти мысли воплощать.

«Работаем три года. Основа клиентской базы – мои знакомые со времен школы. Там учились в основном дети тех, кого называют творческой интеллигенцией. Мне легко говорить на языке этих людей и предлагать им достойный уровень. Я в этой среде с детства, и мероприятия, которые проходили в те времена, отложили отпечаток на мое понимание того, как это вообще должно быть. 70% мероприятий – частные: дни рождения, юбилеи, свадьбы. В основном проходят они в двух столицах. 5-6 мероприятий в месяц – это немного, зато работаем с заказчиком, которому наш подход и уровень нравятся.

На одном из таких мероприятий я загорелся идеей создать кроссовер-проект – чтобы в нем пели ребята-казахи, звучащие по-европейски. Основным ориентиром и образцом был Il Divo. Сам организовал кастинг, но начал поздно: в 2011 году уже появились похожие группы в Казахстане. Но их участники постарше и солисты там оперные. А в Mezzo – 2 оперных и 2 эстрадных вокалиста. И все четверо ребят имеют ощущение того, к чему нужно стремиться. Проект мне интересен тем, что на нем я смогу проверить свое коммерческое и творческое чутье.

С точки зрения мероприятий при отсутствии четкого понимания авторских прав и всех прочих наших нюансах, артисты зарабатывают в 95% случаев на частных мероприятиях, а не на настоящих концертах, что меня расстраивает. Но мы стремимся работать на людей высокого ранга – у которых есть вкус и уровень, которые не обращаются к артистам «Эй, ты…». И я верю, что людей со вкусом у нас со временем станет больше. Но еще лет десять в Казахстане, да и в мире продлится такая ситуация. Мы на стадии перехода «из количества в качество», и все, что происходит сейчас с квартетом, мне нравится, мне это очень приятно. У публики, для которой мы поем, есть понимание и уважение ко всему, что мы делаем».

Дети без бизнес-планов

Третий сюжет истории о той-бизнесе как неустаревшем понятии был создан при участии 28-летнего Артема Акманова, организатора мероприятий и менеджера. Его специализация – букинг неказахстанских артистов. У агентства Multistage Entertainment, которое Артем представляет, только в основных списках поставок по 60 имен в каждой из категорий – ведущие, диджеи, артисты как наши, так и зарубежные. В роли последних чаще выступают россияне и украинцы. Клиенты – примерно того же покроя, что и у Азамата. Откуда им взяться-то другим?

«Особенность казахстанских заказчиков звезд в том, что многие из них начинают с фразы «Стинга давай!», а, узнав стоимость выступления артиста и сложности его приглашения, снижают свои запросы до уровня российских звезд – тех, что подешевле. Но часто первоначальные сметы мероприятий вырастают, иногда даже в 2 раза. А бывает и так: запросили у нас как-то группу «Звери» и очень удивились высокой цене в 50 тыс. евро, даже отказались, но потом, когда узнали, что коллектив в тот день занят, стали предлагать все больше и больше, цена дошла до 100 тыс. евро. Но «Звери» все равно отказались. Я сам не понимаю чрезмерно завышенных цен, что озвучиваются и самими российскими артистами, как только они узнают, что их зовут в Казахстан, но наши клиенты сами избаловали российских артистов. С какой стати вдруг Ёлка со своим 40-минутным выступлением стала стоить в этом году до 70 тыс. евро или «Градусы», еще год назад стоившие $10 тыс., сегодня запрашивают 35 тыс. евро? Есть масса других российских артистов примерно того же уровня, но стоящих в 2 раза дешевле.

Сейчас приятно стало работать с украинцами: стоят дешевле россиян, но представляют зачастую более высокий класс.

Я не могу сказать, что шоу-бизнеса у нас нет, но и говорить о смерти той-бизнеса еще слишком рано. В подтверждение – количество артистов, количество и качество площадок, характер самих выступлений и уровень аудитории и организаторов. Пример последнего – отмена октябрьского стадионного концерта в Астане с участием российских хип-хоперов, который пытались организовать молодые люди, желающие таким образом самоутвердиться. Дети без элементарных бизнес-планов!

Все у нас делается примерно так: стенку покрасили, люстру повесили, а вот то, что еще придется на лампочку наскрести и за электроэнергию заплатить оказывается для наших шоу-бизнесменов полной неожиданностью. Думаю, таким людям вообще не надо лезть в этот океан. Шоу-бизнеса нет у нас, но он есть в России, и один только размер рынка позволяет ему там развиваться.

Уважаемый мною продюсер Алуа Конарова, которой и принадлежит фраза о дезактуализаци термина «той-бизнес» на местной шоубиз-арене, не права. Почти нет качественной публики, с десяток артистов, которых можно назвать качественными – вот и все, что имеем. Той, как и прежде, с нами – в репертуаре и исполнителях, свете и звуке, наворотах и пыли в глаза, абсолютно впустую и безмозгло пускаемых на ветер финансах, но прежде всего – в головах».

Радость же из этого всего может быть вынесена одна – в этой стране появляются молодые продвинутые и незашоренные в своем взгляде на весь этот той-трэш люди, творческие, энергичные, воспитанные, интеллигентные, образованные и самой своей деятельностью медленно-медленно, но стремящиеся сменить тональность ситуации в казшоубизе с минора на мажор.

Cреднестатистическая группа или артист в Казахстане (уровня Макпал Исабековой, Айкына или Алмаса Кишкенбаева) получает $4000 за концерт, в среднем они дают 2 концерта в неделю, в неделю зарабатывают $8000, в год – $400 тыс. Из них $100 тыс. уходит на продакшн (производство записей, съемки клипов, ротация песен и видео), $30 тыс. – гонорар директору, $270 тыс. – ежегодный доход музыкантов.


Роман Райфельд

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

15.11.2012 • 00:09 3219

Поделиться
Той-драма вместо шоу-бизнеса
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus