Законом Республики Казахстан от 10 июля 2012 года № 36-V внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов. 28 июля 2012 года закон был опубликован в официальной печати
В целом рассматриваемый закон направлен на устранение административных барьеров при ведении бизнеса. Так, положениями документа предусматривается отмена лицензирования отдельных видов деятельности, перевод лицензий в электронный формат. Кроме того, предполагается перевод в уведомительный порядок 40 видов разрешений.
Кодекс РК об административных правонарушениях (КоАП) дополняется новыми статьями, устанавливающими ответственность за нарушения в области геодезии и картографии, осуществление строительства без сопровождения авторского и технического надзоров, а также за нарушение требований, предъявляемых к монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации. Субъекты частного предпринимательства получили в результате нововведений в КоАП еще один плюс. Теперь предусмотрено расширение действия нормы о наложении административных взысканий только по результатам проверки на все составы правонарушений, касающиеся вышеозначенных субъектов.
В Лесном кодексе отменяется лицензирование некоторых видов деятельности по лесопользованию. В частности, из кодекса исключена статья о лицензировании деятельности по лесопользованию на участках государственного лесного фонда. То есть теперь деятельность по заготовке древесины на участках государственного лесного фонда, осуществляемая лесопользователями в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании, лицензированию не подлежит.
В Законе РК «Об административных процедурах» прописывается единый уведомительный порядок. Вместо прохождения разрешительной процедуры субъекты малого предпринимательства подают уведомление о начале своей деятельности через ЦОН или путем заполнения заявлений в форме электронного документа на портале электронного правительства. Это значит, что предприниматель вправе начать деятельность сразу же после подачи уведомления.
Значительно сокращено количество разрешений – отменяется 257 разрешений из 1096.
Кроме того, пересмотрены критерии отнесения к субъектам предпринимательства. Так, критерий «среднегодовая стоимость активов» заменяется на «среднегодовой доход» с установлением следующих пороговых значений: для малого бизнеса – до 60 тыс. месячных расчетных показателей (напомним, в 2012 году 1 МРП составляет 1618 тенге), для крупного – свыше 3 млн МРП. К среднему бизнесу будут отнесены субъекты, не подпадающие под параметры малого и крупного бизнеса.
И, пожалуй, самое главное – законом законодательно закрепляется принцип полной свободы бизнеса.
Однако, по мнению Владимира Ермакова, директора Алматинской ассоциации предпринимателей, директора учреждения «Центр обслуживания предпринимателей «Секрет+Сервис», над законом еще нужно было серьезно поработать. Разобраться в документе простому человеку довольно сложно, необходимы разъяснения законодателей, специалистов. Оптимизация контрольных и надзорных функций государственных органов в законе прослеживается, но и усиление госконтроля тоже есть, особенно в сфере административного законодательства, архитектуры и градостроительства, полагает эксперт.
«Но главного – 30%-ного сокращения разрешительных процедур, хотя изменения и дополнения внесены в 89 нормативных правовых актов, я не увидел. Если и есть, то в небольшом объеме они касаются МСБ. Прекрасно, что пересмотрены критерии субъектов частного предпринимательства, но когда они вводятся – с 1 декабря 2013 года. Почему? К примеру, возникает вопрос: что писать в уставах создаваемых ТОО – активы или среднегодовой доход? Запрещаются плановые проверки субъектов малого бизнеса на три года с момента регистрации, но только с 1 января 2013 года. А если ты открыл фирму в августе-сентябре 2012 года или в 2011 году? Да, закон принят, его надо исполнять, движение вперед есть, но какова будет эффективность? Поэтому относительно предпринимательского бума говорить преждевременно. Нужны другие кардинальные меры, к примеру, внесение корректив в такие программы, как «Дорожная карта бизнеса-2020», «Занятость-2020», – резюмирует Владимир Ермаков.
Напомним, что закон вводится в действие по истечении 10 календарных дней после его первого официального опубликования – 28 июля 2012 года, за исключением некоторых пунктов, которые вводятся в действие с 1 января 2013 года. Наиболее существенные изменения, которые вносятся в Закон РК «О частном предпринимательстве», вводятся в действие с 1 декабря 2013 года.