Реконструкция трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) позволит удовлетворить внутренние потребности Казахстана в бензине до 2030 года, заявил Данияр Тиесов, заместитель председателя правления АО «НК «КазМунайГаз» (КМГ), передает КазТАГ. Он также сообщил, что предполагаемый рост потребности Казахстана в бензине был просчитан международными экспертами с учетом планируемого роста ВВП, численности населения, количества автомобилей и промышленного роста.
Реконструкцию всех НПЗ планируется завершить к началу 2016 года. В частности, отметил замглавы КМГ, после реконструкции ТОО «Атырауский НПЗ» производство высокооктанового бензина возрастет с нынешних 600 тыс. тонн до 1,743 млн тонн в год и будет отвечать стандартам Евро-5.
Г-н Тиесов отметил, что КМГ пока не заинтересована в строительстве новых НПЗ на территории республики или на территории соседних государств на казахстанской нефти как сырье. «У нас в приоритете развитие собственных НПЗ, а уже другие проекты, наверно, пока нет», – сказал замглавы КМГ.
В принципе, деньги на реконструкцию и модернизацию казахстанских НПЗ уже есть. Острее стоит другой, не менее важный вопрос, который озвучили официальные лица КМГ: вопрос загрузки НПЗ сырьем.
Напомним, в 2000 году тогда еще Министерство энергетики и минеральных ресурсов и Агентство статистических исследований РК провели анализ, согласно которому нефтедобывающие компании, максимально используя сложившиеся высокие цены на нефть, делают ставку на экспорт и быстрый оборот средств от ее непосредственной продажи. Причем данная тенденция наблюдалась и в периоды с менее выгодной конъюнктурой мирового рынка: в 1998 году, при низких мировых ценах на нефть, 20%-ный рост экспорта сырой нефти в дальнее зарубежье в стоимостном выражении оставался на уровне 1997 года.
Между тем, экспортная ориентация нефтедобывающих компаний приводит к дефициту и высокой цене нефтепродуктов на внутреннем рынке. Правительство разрабатывает годовые планы по загрузке всех трех НПЗ в соответствии с потребностями республики, но большая разница экспортных и внутренних цен на нефть вызывает сбои и нестабильность по времени и объему в поставках сырья на НПЗ.
Пока правительство не решит эту проблему и материально не заинтересует нефтедобывающие компании поставлять сырую нефть на казахстанские НПЗ, прорыва не будет.
Проблема недозагрузки НПЗ хроническая. Низкие объемы поставок нефти не позволяют НПЗ достичь экономии масштаба при ее переработке. По итогам 2000 года загрузка нефтеперерабатывающих заводов республики составила 6,4 млн тонн (общая мощность – 18 млн тонн нефти в год), что явно недостаточно для удовлетворения внутренних потребностей страны в нефтепродуктах.
За 10 лет ничего не поменялось. Заводы не получили достаточные объемы сырья и в 2011 году. Как заметил в интервью КазТАГ главный научный сотрудник Института экономики МОН РК Олег Егоров, «Шымкентский и Павлодарский НПЗ при плановой мощности 6,5 млн и 7,5 млн тонн нефти в год перерабатывают чуть больше 4 млн тонн».
Эксперт полагает, что зависимость от России по высокооктановому бензину – далеко не самая большая проблема. «На сегодняшний день мы половину потребностей в высокооктановом бензине удовлетворяем за счет импорта российского топлива. Даже если с учетом мощностей нового завода (четвертого НПЗ) мы не закроем все наши потребности, недостающие объемы можно импортировать из России. В рамках Таможенного союза они пошлинами облагаться не будут», – подчеркнул г-н Егоров.
Эксперт предлагает КМГ заняться текущими вопросами. К примеру, пролонгировать с Россией вопрос поставок сырой нефти на Павлодарский НПЗ, срок действия соглашения по которому истекает в 2014 году.
Олег Егоров призывает исходить из экономической целесообразности. «Когда завод (Павлодарский НПЗ) принадлежал индонезийцам, Казахстан обеспечивал его узеньской парафинистой нефтью. Она застывает при +30 градусах. Нефть возили в цистернах, которые по приезду разогревали, чтобы сырье стало текучей, и его можно было слить. Это очень дорого», – пояснил эксперт.
По его словам, схема своп-операций выгодна обеим сторонам. «И Россия, и Казахстан ориентируются в этом вопросе на логистику. России выгоднее отправлять часть западносибирской нефти в Павлодар, а Казахстану – часть своей нефти через уже имеющийся магистральный нефтепровод в Россию», – пояснил г-н Егоров.