Наша республика живет в условиях Таможенного союза уже больше года, и до сих пор не утихают споры между противниками и сторонниками регионального экономического объединения о выгодах и потерях Казахстана как участника ТС.
Участники первого алматинского бизнес-форума «АБФ-2012» «Единое экономическое пространство – новые перспективы, условия и возможности для инновационного пути развития предприятий МСБ» надеются, что подобные мероприятия смогут внести ясность в суть преобразований и помогут выявить слабые стороны и нерешенные вопросы для дальнейшего совершенствования законодательной базы ТС и ЕЭП. Стоит отметить, что в работе форума приняли участие представители Казахстана, России, Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.
Заместитель акима Алматы Серик Сейдуманов выразил надежду на то, что алматинский бизнес-форум станет традиционным, подчеркнув, что в 2012 году страны-участницы ТС и ЕЭП переходят на более глубокий уровень интеграции, в рамках которой будет обеспечено свободное перемещение капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг.
На форуме было отмечено, что в рамках ТС и ЕЭП уже подписано 17 соглашений и 40 технических регламентов. «То есть правовая база создана, и она создавалась не один год, с учетом экономической выгоды каждой страны. Все соглашения – это итог большого компромисса. Однако такая работа будет продолжаться до 2015 года, это тот срок, когда наши президенты поставили задачу создать Евразийский союз», – пояснил Виктор Завьялов, генеральный консул Российской Федерации.
Он отметил, что на форум не зря приглашены именно представители МСБ трех стран, так как необходима оценка бизнеса реализации тех соглашений и договоренностей, которые вступили в действие. «ТС в целом уже себя оправдал, в среднем на 40% увеличился товарооборот наших стран за прошлый год. Однако есть немало проблем, нерешенных вопросов, с которыми в первую очередь сталкиваются представители бизнеса. Мы бы хотели услышать проблемные оценки, нерешенные вопросы, чтобы на их базе выработать конкретные предложения и представить их в органы, уполномоченные продвигать процессы интеграции. Инстанциям часто не хватает информации о реальном положении вещей, потому что на сегодняшний день связь между властью, экономическими органами государства и бизнесом слабая», – пояснил Виктор Завьялов. При этом генеральный консул РФ отметил, что условия ведения бизнеса в Казахстане на сегодняшний день лучше, чем в России.
Эксперты упомянули слова президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о том, что трендом глобального развития в ХХI веке является создание многополярного мира, и вопрос не в том «интегрироваться или не интегрироваться», а в том «с кем интегрироваться». «Региональные экономические объединения существуют во всем мире. По классификации ВТО сегодня существует около полутора десятков таможенных союзов, и их число постоянно растет. И практически во всех случаях формирование ТС оказывало и оказывает позитивный экономический эффект в результате устранения таможенных барьеров, которое приводило к более быстрому росту торговли и инвестиционной привлекательности», – отмечает Булат Султанов, директор Института стратегических исследований при президенте РК.
Но успех возможен при условии, если политические интересы не выдвигают вперед экономики, отмечает эксперт, приводя в пример ситуацию в южных районах Европы. Очередное интеграционное объединение намечается в Персидском заливе. Так, 14 мая в столице Саудовской Аравии состоялся саммит стран совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, которые обсудили перспективы трансформации данного интеграционного объединения в союз наподобие Европейского союза. «Инициатором является Саудовская Аравия, поддерживают проект Бахрейн и Катар. Кувейт, ОАЭ также выразили желание вступить в этот союз, но через некоторое время после его создания. То есть мы сейчас наблюдаем создание в Персидском заливе новой политической организации», – поясняет Булат Султанов.
В отношении плюсов и минусов ТС для Казахстана директор Института стратегических исследований при президенте РК отметил, что в информпространстве зачастую муссируются 4 главных мифа о Таможенном союзе.
Первый миф связан с размерами экономики. «Некоторые экономисты говорят о том, что в других союзах и зонах свободной торговли страны равновелики, поэтому там более правильные союзы, чем у нас», – рассказывает Булат Султанов. В ответ на подобное утверждение эксперт приводит пример Германии, экономика которой самая крупная в ЕС, и Мальты, уступающей в этом смысле Германии в 402 раза. Также упоминались США, чей ВВП превышает ВВП Канады в 9 раз, а Мексики в 13 раз. «Но там никто не говорит о том, что одна страна может задавить другую», – отмечает эксперт.
Второй миф о потерях Казахстана на получении таможенных пошлин. По данным, приведенным специалистами по многим позициям, для Казахстана сохранились льготные пошлины, ниже, чем в ТС в целом, а в 2011 году был бурный рост поступлений в бюджет Казахстана от таможенных пошлин. «Если в 2010 году в бюджет РК поступило от таможенных пошлин 700 млрд тенге, то в 2011 году, после введения нового порядка распределения в ТС этот показатель вырос до 1 трлн 142 млрд тенге. Это конкретный пример того, что дал Казахстану ТС только за 1 год», – приводит цифры г-н Султанов.
Миф третий пугает обывателя тем, что Казахстан будет сырьевым придатком России и Беларуси. «Это, кстати, очень тиражируется русской редакцией Би-би-си», – отмечает руководитель Института стратегических исследований. Эксперт обращает внимание на то, что казахстанская экономика и сейчас имеет сырьевой характер. Кроме того, г-н Султанов выразил сомнение в уровне знаний школьной программы истории КазССР у тех, кто говорит, «что РК унаследовала статус сырьевого придатка от советского периода», и приводит цифры. В 1991 году на момент развала СССР в структуре промышленного производства РК обрабатывающая промышленность занимала 84%, а добывающая – 10,7%. В 2010 году доля обрабатывающей промышленности снизилась до 31%, а добывающей возросла до 61,5%. При этом исчезли прогрессивные виды промышленности, например, доля машиностроения в промпроизводстве в 2010 году составляла 3,7% против 16% в 1990 году. «Поэтому создание ТС и ЕЭП позволяет вернуть в РК прогрессивные отрасли обрабатывающей промышленности за счет интеграции предприятий России и Беларуси и за счет привлечения крупных иностранных производителей, которые заинтересованы общим рынком Таможенного союза в ЕЭП», – считает Булат Султанов.
Четвертым мифом эксперт назвал мнение о том, что ТС повлиял на уровень инфляции. «В этом есть доля правды, но очень небольшая. Инфляция за период после образования ТС снижается, причем не только в РК, но и в России», – пояснил Булат Султанов. Российская инфляция в 2011 году составила рекордно низкие за последние 20 лет 6,1%. В Казахстане 12-месячный уровень инфляции к 1 апреля этого года достиг 14-летнего минимума – 4,6%. «То есть инфляция, после того как были убраны таможенные посты 1 июля 2011 года, снижалась, а не росла, хотя отдельные категории товаров дорожали», – поясняет эксперт, имея в виду нефтепродукты, импортируемые из России, удорожание которых, по его словам, происходило на фоне внешних факторов, а не по причине ТС.
Резюмируя представленные данные, директор Института стратегических исследований при президенте РК обратил внимание на то, что на западе, на востоке и в Китае к ТС и ЕЭП относятся с нескрываемым скепсисом, более того, враждебно. «В условиях нарастающего давления на идею евразийской экономической интеграции как извне, так и изнутри для противодействия этому необходимо осуществить комплекс экономических, организационных и информационно-аналитических мероприятий», – подытожил Булат Султанов. Вполне возможно, что формат «АБФ-2012» внесет свою лепту в этот процесс.