В интересах государства, чтобы малые предприятия развивались и вырастали в средние, а потом и крупные. Но налоговые льготы препятствуют такому росту.
Во многом от динамики развития малого и среднего бизнеса (МСБ) зависит стабильность общества и благосостояние казахстанцев. Причем МСБ выполняет сразу две важнейшие функции: поддерживает экономическую активность большей части населения и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В период кризиса именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому имеет право рассчитывать на внимание со стороны общества и государства.
Мировой опыт показывает, что МСБ часто выполняет функцию скелета любой экономики. Сегодня в развитых странах на долю МСБ приходится от 40 до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). И потому неудивительно, что правительства этих государств уделяют ключевое внимание поддержке данного сектора. Безусловно, казахстанский МСБ движется в том же направлении, однако его доля в экономике пока незначительна.
Статистика и параметры
По итогам 2011 года объемы кредитных средств, выданных банками второго уровня экономике и субъектам МСБ, впервые с 2007 года показали положительную динамику роста. «В 2011 году объем выданных кредитов экономике составил 5,778 млрд тенге, что выше уровня не только 2010 года, на который пришлось дно снижения кредитования БВУ, но и 2009 года. Аналогичная ситуация наблюдается по кредитам банков сектора МСБ. В 2011 году их объем составил 794 млрд тенге», – приводит цифры председатель правления АО «Даму» Ляззат Ибрагимова.
По словам г-жи Ибрагимовой, немаловажно, что в 2011 году банкам не выделялись такие большие объемы средств от государства на кредитование МСБ, как в 2007-2009 годах. Следовательно, рост кредитования обусловлен исключительно восстановленной ликвидностью и увеличившимися объемами собственных средств БВУ. Рост объемов кредитования в 2011 году свидетельствует о том, что государственное фондирование банков сыграло свою роль в восстановлении ликвидности активов последних и их способности выдавать объемы кредитов на докризисном уровне.
Но даже с учетом четырехлетнего роста (2008-2011) доля МСБ в ВВП так и не достигла уровня 2007 года. Конечно, причинами тому стали кризис и резкое снижение динамики кредитования МСБ.
Параметры среднего бизнеса довольно размыты. Например, к малому бизнесу относятся структуры с количеством работающих не больше 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя (МРП). Крупный бизнес – это структуры с числом работающих свыше 250 человек или общая стоимость активов за год у них свыше 325 тыс. МРП.
Прослойка между малым и крупным бизнесом и есть так называемый средний бизнес. «Сейчас идет активное обсуждение, чтобы критерий «среднегодовая стоимость активов», который неправильно отражает экономическую динамику показателей, был заменен на «годовой оборот», который четче и понятнее отражает масштабы бизнеса», – заметил управляющий директор АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Габит Лесбеков.
Сейчас любое малое предприятие, получив крупный кредит, автоматически становится средним, теряя все имеющиеся льготы.
Условия, вроде, ничего
Согласно докладу Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса в условиях большей прозрачности», по условиям ведения бизнеса Казахстан занял 47 место. Напомним, годом ранее Казахстан занимал 58-е, а 5 лет назад – 80-е место из 181 страны. Для сравнения: Россия заняла 120-е место, Беларусь – 69-е. То есть вывод очевиден: относительно других стран Таможенного союза условия для бизнеса в Казахстане неплохие.
Как отметили специалисты Всемирного банка, в РК процесс создания предприятий был упрощен в результате снижения требования о минимальном размере капитала до 100 тенге ($0,70) и отмены требования о нотариальном заверении учредительного договора и устава компании. Также получение разрешений на строительство стало проще благодаря внедрению системы «единого окна» в отношении вопросов, связанных с техническим состоянием коммунальных услуг. Кроме того, Казахстан усилил защиту прав и интересов инвесторов, установив требование о раскрытии большего объема корпоративной информации в годовой отчетности компании. Процесс ведения торговли ускорился в результате мер по модернизации таможни, в том числе внедрения системы управления рисками и совершенствования автоматизации таможенных процедур.
Не хотят расти
Примечательны и некоторые другие наблюдения. Так, 95% всех хозяйствующих субъектов в Казахстане – это субъекты МСБ, а 92% из них – малые предприятия и всего 2-3% – средние. Это говорит о том, что предпринимателям выгодно иметь статус малого предприятия. По словам г-на Лесбекова, «пока он там – у него неплохие условия для работы, особенно в плане налоговых платежей».
Однако рост компаний необходим, чтобы росла в целом вся экономика. Малое предприятие, безусловно, приносит стране меньше пользы: меньше рабочих мест, меньше налоговых отчислений и т.д. Поэтому главная задача государства, считает Габит Лесбеков, стимулировать переход малых предприятий в сферу средних и крупных предприятий. Чтобы сохранить налоговые льготы, предприниматели идут на различные ухищрения: в частности, создают еще несколько малых предприятий, по которым и распыляется накопленный капитал.
Предпринимателей понять можно: для малого бизнеса в Казахстане введена упрощенная налоговая декларация, и они платят государству 3% от заявленного дохода.
При этом упрощенную декларацию сдают индивидуальные предприниматели, предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек, включая самого индивидуального предпринимателя, и предельный доход за налоговый период которого составляет 10 млн тенге. Для юридических лиц предельная среднесписочная численность работников за налоговый период должна составлять 50 человек и с предельным доходом за налоговый период 25 млн тенге.
Понятно, что при таких льготах предпринимателям нет особой нужды наращивать капитализацию и переходить в статус средних предприятий.
Поэтому, считает г-н Лесбеков, надо сделать так, чтобы суммарная налоговая нагрузка на средний бизнес была сопоставима с налоговой нагрузкой на малый бизнес. «Это стимулирует малые предприятия развиваться», – полагает Габит Лесбеков.