Ежемесячно в Алматы открывается множество ресторанов, салонов красоты, аптек. Для экономики региона это позитивные показатели, однако инфраструктура города не в полном объеме готова к быстрому росту подобных объектов. Так, за прошедший год потребление энергии в Алматы увеличилось на 3,5%. Одной из сложностей, возникающих в процессе увеличения числа таких объектов, является рост потребления электроэнергии.
Как уже сообщал деловой портал kapital.kz, в Алматы планируют создать индустриальную зону, которая займет территорию в 500 гектаров. В индустриальной зоне предполагается разместить 76 предприятий. В их числе 20 предприятий пищевой промышленности, 18 – легкой, 14 – мебельной, 7 – фармацевтической, 4 – химической, а также 13 предприятий машиностроения. Помимо создания новых рабочих мест, индустриальная зона принесет и увеличение потребления электроэнергии в регионе. Хотя инфраструктура города на сегодня уже не справляется с потребностями населения региона. Представители акимата Алматы объясняют перебои в подаче электроэнергии в регионе переборами энергии Узбекистаном.
Наши южные соседи не раз позволяли себе производить несанкционированные заборы электроэнергии из единой энергосистемы, что приводило к серьезным ограничениям в энергообеспечении юга страны. Казахстан даже грозился выйти из объединенной энергетической системы Центральной Азии. Но в итоге стороны договорились, что «Узбекэнерго» восполнит энергетические потери РК в объеме более $23 млн. Ербол Шорманов, заместитель акима Алматы, также сообщил, что с узбекской стороной ведутся переговоры, дабы урегулировать энергетический обмен между странами.
К тому же для обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии АО «Алатау Жарык Компаниясы» (АЖК) – региональная компания, которая ответственна за передачу и распределение электроэнергии для потребителей Алматы, планируют ввести в эксплуатацию в текущем году дополнительные подстанции. Новые объекты позволят существенно увеличить трансформаторные мощности. Специалисты заверяют, что с введением в эксплуатацию новых подстанций по сравнению с периодом 2007-2010 гг. выработка электроэнергии увеличится на 40%.
Реализация этих проектов создаст энергетическое кольцо вокруг Алматы, что позволит обеспечить бесперебойную поставку электроэнергии. Строительство новых подстанций требует серьезных финансовых вложений. По информации представителей АЖК, сумма, требуемая на реализацию проекта, равна 30,5 млрд тенге.
«Строительство подстанции «Кенсай» позволит закольцевать электроэнергетику Алматы, благодаря чему мы сможем обеспечить стабильную и равномерную подачу электроэнергии во все участки города», – подчеркнул г-н Шорманов. В этом году планируется завершить проект строительства крупной энергетической подстанции «Кенсай», которая является ключевым звеном в проекте по созданию кольца 220кВ вокруг Алматы. С завершением строительства подстанции 220/110/10 кВ «Кенсай» с ЛЭП 220 кВ «Ермесай – Кенсай – АТЭЦ-3» в этом году будет создано кольцо ЛЭП 220 кВ вокруг Алматы.
В рамках проекта по созданию энергетического кольца вокруг мегаполиса уже была запущена подстанция «Ерменсай». Подстанция была специально построена АЖК для электроснабжения объектов VII зимних Азиатских игр 2011 года. По словам представителя АЖК, подстанция 220/110/10 кВ «Ерменсай» предназначена для обеспечения растущих потребностей в электроэнергии южной части Алматы и примыкающих районов Алматинской области, электроснабжения объектов Азиады.
На подстанции «Ерменсай» установлено современное оборудование ведущих мировых производителей. В частности, автотрансформаторы мощностью 250 тыс. кВА производства «Запорож-трансформатор» (Украина) оборудованы системой предотвращения взрывов и пожаров фирмы «SERGI» (Франция). КРУЭ 220, 110 кВ изготовлены фирмой «Siemens» (Германия).
Применение КРУЭ обеспечивает безопасное обслуживание, снижает эксплуатационные затраты за счет значительного увеличения межремонтного периода. Средний ремонт КРУЭ производится не чаще одного раза в 20–25 лет.
Шкафы защиты автотрансформаторов 220 кВ, 110 кВ. Ранее применяемые панели релейной защиты, собранные на электромеханических реле, занимали в 7–10 раз большую площадь.
Установленная система управления и мониторинга автотрансформаторов позволяет предупредить развитие скрытых дефектов путем непрерывного контроля основных технических показателей.
В помещении связи установлены цифровые устройства для сбора, обработки и передачи телеинформации в систему SCADA, которая обеспечивает оперативность управления оборудованием подстанции в режиме реального времени: сокращает время на фиксацию и ликвидацию аварийных ситуаций и на переключение в сетях, снижает расходы на выезд персонала по включению потребителей.
Как отметил заместитель акима Алматы, наряду со строительством подстанций, которые создадут энергетическое кольцо, необходимо провести модернизацию как минимум 10 подстанций и модернизацию сетей, прежде всего кабельных линий.
Согласно стратегическому плану развития электросетевых объектов, утвержденному акиматом города, к 2020 году планируется полная модернизация всего оборудования АЖК. На реализацию этой крупномасштабной программы потребуется инвестировать свыше 170 млрд тенге.
Сегодня, согласно оценке г-на Шорманова, «мы продвинулись в вопросах модернизации крупных объектов, подстанций, завязывания их в единую линию, а вот в модернизации подземных кабельных линий отстаем». Около 30% линий электропередачи в Алматы составляют воздушные, а 70% – кабельные подземные линии, которые находятся в удручающем состоянии. По уверениям Ербола Шорманова, кабельные линии – это единственное уязвимое место в энергообеспечении города.
Г-н Шорманов также напомнил, что ранее были подписаны меморандумы с ФНБ «Самрук-Казына». Предполагалось, что ежегодно «Самрук-Казына» будет выделять 2 млрд тенге на перекладку кабельных линий. По словам заместителя акима Алматы, полностью устранить проблемы с кабельными линиями удастся к 2015 году.