USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
87.45$
+0.190
BTC
64419.70$
+883.800

«Самрук-Казына» уходит в свободное плавание

«Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» давно хотел получить больше самостоятельности. Согласно новому закону...

Share
Share
Share
Tweet
Share

«Фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына» давно хотел получить больше самостоятельности. Согласно новому закону, он ее получит. Вопрос в другом: сможет ли ФНБ ею воспользоваться и стать эффективной структурой?

1 февраля президент РК Нурсултан Назарбаев подписал закон, касающийся вопросов деятельности ФНБ. По сути, он поручил ввести в казахстанское законодательство нормы, позволяющие новому закону «О Фонде национального благосостояния» успешно функционировать.

Ранее, в сенате заместитель председателя правления «Самрук-Казына» Куандык Бишимбаев пояснил суть нового закона. Первое – он четко разграничивает функции правительства и ФНБ. Предполагается, что фонд есть бизнес-структура, которой необходимо повышать свою прибыльность. В свою очередь ФНБ зарабатывает деньги, выплачивает дивиденды правительству, которое направляет их на решение социальных и иных государственных задач.

Второе – совет директоров ФНБ будет самостоятельно утверждать схему госзакупок, а фонд должен стать более мобильным и гибким на фоне усиливающейся конкуренции в рамках Таможенного союза и ЕЭП. Поэтому ФНБ выводится из сферы действия типовых правил закупок, утверждаемых правительством.

При этом интересы государства будут защищены новым статусом премьер-министра РК Карима Масимова, который является председателем совета директоров ФНБ. Представитель счетного комитета в спецкомитете при совете директоров обеспечит контроль использования не только государственных, но и коммерческих средств.

Однако большая самостоятельность ФНБ означает меньшую подконтрольность государству. Не станет ли самостоятельность первым шагом к выводу фонда из-под государственной опеки, уводу госактивов в рынок и усилению рисков их потерять?

Риски возможных потерь

По мнению Досыма Сатпаева, директора «Группы оценки рисков», в новом законе четко разграничены функции фонда и правительства. Между тем, внутри самого ФНБ творится беспорядок. Что касается таких мощных компаний, как «КазМунайГаз» и «Казахстан темир жолы», то все вроде более-менее понятно. Они знают, что делать и как делать. «Тогда как задачи и миссии Банка развития Казахстана непонятны, а его функции в условиях борьбы с кризисом очень туманны», – считает эксперт.

Кроме того, у ФНБ достаточно и других проблем. В частности, руководство фонда так и не сумело решить проблемы так называемых «ипотечников». Летом прошлого года заместитель председателя правления ФНБ Айдан Карибжанов на встрече с проблемными заемщиками обещал решить их проблемы «в правовом поле, с учетом сохранения финансовой стабильности банков».

Теперь, когда ФНБ получил больше самостоятельности, верить, что менеджмент вдруг станет эффективным, а фонд – высокоприбыльным, довольно сложно. Если вообще возможно. По мнению г-на Сатпаева, большая самостоятельность не является гарантией того, что активы не приберут к рукам заинтересованные в этом лица. «Единственный момент, который может играть против ФНБ, – желание некоторых влиятельных групп получить доступ к холдингу. Учитывая, что у них пока этого доступа нет, они могут применять тактику дискредитации «Самрук-Казыны» и в целом всего, что делает эта структура, убеждая тем самым, что создавать ее не было смысла», – поясняет он.

По сути, ФНБ был создан по образу и подобию одного иностранного холдинга. Структурно он напоминает сингапурский холдинг «Темасек». Он создан в 1974 году, первоначально в холдинг входило 35 местных компаний. Главная идея их объединения «под единым зонтиком» заключалась в том, чтобы четко разделить две роли правительства: роль органа, определяющего экономическую политику, от роли полноценного и активного акционера.

О вреде монополий

По мнению экономиста Рахмана Алшанова, ФНБ изначально оказался слишком громоздкой структурой, руководит большим количеством крупных компаний и фактически стал дублером правительства в экономике. Теперь, когда фонд получил большую самостоятельность, он не будет, как и раньше, управлять активами, а продолжит выполнять функции органа, занимающегося экономической политикой. Если раньше фонд был дублером правительства, то теперь станет крупнейшей коммерческой монополией, имеющей государственную крышу.

Наличие такой суперструктуры для рынка – сигнал негативный. Любая монополия, как правило, подминает под себя секторы, устанавливает свои правила игры и диктует условия работы на рынке.

Например, причиной реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» как раз стал монополизм. Оно контролировало рынок генерации и транспортировки электроэнергии, в силу чего тарифы быстро ползли вверх, а противостоять монополисту было практически невозможно. Компания объединяла практически всю российскую энергетику. Правда, после реформирования электроэнергетики в 2002-2008 годах на месте одного супермонополиста появился ряд естественных монополий.

Еще одним примером негативного влияния на рынок является деятельность компании «Газпром». Она контролирует все процессы на газовом рынке, начиная от добычи и заканчивая транспортировкой. Кстати, именно в силу ее монополизма и вытекающей из этого непрозрачной финансовой отчетности «Газпром» не пускают на европейский рынок.

Главное, монополист не дает рынку развиваться, а как раз развитие достигается во многом благодаря конкуренции.

Правда, согласно новому закону, ФНБ станет более самостоятельным в деле рационального использования, хранения и размещения средств. К сожалению, функции представителя счетного комитета и ФНБ будут пересекаться. Поэтому вопрос, будет ли данное дублирование конфликтным, скорее риторический.

По мнению г-на Алшанова, ФНБ необходимо реформировать глубже, чем сейчас, а именно «ряд полномочий надо дать компаниям, которые успешно вели самостоятельную работу и которые сейчас в силу каких-то политических решений объединены под руководством «Самрук-Казыны».

Необходимо также разорвать схему полной безответственности, царящую в ФНБ. Внутри фонда работать эффективно компаниям неинтересно, в силу того, что эффекта не видно. Деньгами распоряжается фонд, поэтому компании будут работать спустя рукава. «В силу указанных причин самостоятельность необходимо давать не ФНБ, а компаниям, в него входящим. В противном случае минимизируется стимул для работы и дальнейшего развития», – подчеркнул эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.