USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70719.50$
-127.100

МФО: микро не значит мелко

В конце прошлого года в правительство был внесен проект Закона РК «О микрофинансовых организациях» (МФО). Концептуальное новше...

Share
Share
Share
Tweet
Share

В конце прошлого года в правительство был внесен проект Закона РК «О микрофинансовых организациях» (МФО). Концептуальное новшество законопроекта – введение регулирования микрокредитного сектора государственным регулятором – Национальным банком РК. Увеличение количества микрокредитных организаций (МКО) и ежегодный рост объема кредитования дают повод говорить о развитии сегмента. Пока привлекательность МФО среди населения сегодня и для инвесторов завтра обрисована со слов самих МФО.

Главная цель нововведений законопроекта – обеспечение дальнейшего развития рынка микрокредитования, защита прав и интересов потенциальных заемщиков. По мнению Анатолия Глухова, директора Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана, введение регулирования в секторе микрокредитования благоприятно отразится на развитии всей системы микрокредитования в стране, будет способствовать институциональному развитию самих организаций, что приведет к усилению конкуренции в этом секторе и повышению качества предлагаемых услуг.

Кроме того, предусмотренные проектом закона требования по прохождению обязательной процедуры регистрации микрофинансовой организации в Национальном банке и последующем предоставлении МФО соответствующей отчетности сделают невозможным создание финансовых пирамид под вывеской «МФО» и предотвратят сомнительную деятельность на рынке прочих подобных организаций.

«Считаю, Национальный банк не случайно предлагает провести переименование микрокредитных организаций в микрофинансовые, – говорит Анатолий Глухов. – В дальнейшем, уверен, что микрофинансовые организации смогут предоставлять своим клиентам более широкий спектр услуг, потребности на которые существуют в небольших городах и сельской местности и которые в настоящий момент не могут быть удовлетворены через банки второго уровня или АО «Казпочта».

«Деятельность МФО должна регулироваться институционально, это необходимость. Регулирование – это ведь не только контроль и надзор, но и стимулирование, развитие сектора МФО в нужном направлении. Весь вопрос в том, какая модель регулирования, и как результат, какие механизмы/инструменты будут использованы для регулирования МФО», – считает Амирхан Омаров, управляющий партнер компании Simplex Software. Простая и понятная политика регулирования, система с небольшим набором пруденциальных и непруденциальных нормативов, способна обеспечить прозрачность деятельности МФО.

В настоящее время МКО не регулируются со стороны государственного уполномоченного органа, а регистрируются только в органах статистики и юстиции. При этом государственный контроль ограничен обязанностью МКО представлять статистическую отчетность в органы статистики и соответствующую информацию в налоговые органы. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, по состоянию на 1 января 2012 года в стране зарегистрировано 1756 микрокредитных организаций, из них в органы статистики отчетность предоставляют только около 972. Чем занимаются остальные организации, к сожалению, никто сказать не может. С принятием нового закона такая ситуация будет невозможной. МФО либо в соответствии с законом и нормативными правовыми актами, как положено, отчитывается о своей деятельности и выполняет требования регулятора, либо регулятор принимает к организации соответствующие меры воздействия, вплоть до ее закрытия.

«На мой взгляд, самое главное при введении регулирования – достичь «золотой середины», при которой регуляторные требования адекватны потенциальным рискам деятельности микрофинансовых организаций, – говорит Анатолий Глухов. – Позитивно то, что Национальный банк готов к конструктивному диалогу по этому вопросу со всеми заинтересованными структурами».

Критерии прозрачности микрокредитных организаций такие же, как и для любого другого финансового учреждения, заинтересованного в построении честных и доверительных отношений со своими клиентами и партнерами, уверяют специалисты МФО. Открытая, в разумной мере, информация об учредителях организации и понятная структура управления, доступные сведения об источниках финансовых ресурсов организации и четкой стратегии развития повышают инвестиционную привлекательность. Кроме того, потенциальными кредиторами всегда положительно оцениваются государственное регулирование сектора и наличие определенных пруденциальных нормативов. «Предусмотренная законопроектом «О микрофинансовых организациях» возможность создания микрофинансовых организаций в форме акционерных обществ также будет являться привлекающим для инвесторов фактором», – добавляет Анатолий Глухов.

Способен ли законопроект создать благоприятную среду для дальнейшего институционального роста самих МКО и какие факторы окажут влияние на развитие сектора в последующие 5-7 лет – покажет время. «Инвестиционная привлекательность напрямую зависит от институциональной «инфраструктуры» сектора, в том числе законодательной, – говорит Амирхан Омаров. – Если предусмотренная законодательством инфраструктура МФО будет реализована на практике, интерес к МФО будут проявлять крупные институциональные финансовые институты и инвесторы для укрепления своих рыночных позиций в финансовом секторе. Развитие МФО непосредственно связано с развитием финансового сектора. Все макроэкономические факторы, влияющие на финансовый сектор страны, будут отражаться и на их деятельности».

В итоге, разрабатывая стратегию развития сегмента, в первую очередь нужно проанализировать мировую практику – опыт ряда стран, советует эксперт. Их можно разделить на несколько групп: страны с эффективной и устоявшейся системой функционирования МФО, страны со схожими с Казахстаном макроэкономическими показателями и схожей экономической историей развития (СНГ), а также быстроразвивающиеся страны Азии (Турция, Сингапур, Малайзия, Корея, Индонезия, и т.п.). Это позволит выбрать определенную модель или комбинацию системы развития МФО в Казахстане и сформировать соответствующую законодательную базу. Кроме того, нужно учесть мнения и интересы всех заинтересованных сторон – государства в лице регулятора, самих МФО и потребителей микрокредитов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.