01.02.2012 • 18:38 1054

Мы знаем пароль. Нам указали ориентир

Президент озвучил задачи на будущее

Социально-экономическая модернизация – именно так определил главный вектор развития Казахстана в своем послании президент РК. Для достижения оптимального баланса между экономическими успехами и достижением общественных благ правительству, по словам главы Казахстана, необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям.   Наиболее значимой для страны, по мнению опрошенных «Капитал.kz» экспертов, является экономическая часть послания, которая была посвящена индустриально-инновационному развитию. В условиях кризиса 2008 года экономика РК продемонстрировала свои слабые стороны, несовершенство банковского сектора и оторванность его от реальной экономики страны.   «Акцент, сделанный на пенсионной системе, очень важен. На самом деле пенсионная система Казахстана не оправдала тех надежд, которые на нее возлагались. Многие работающие граждане отчисляют 10% от своей заработной платы, но при этом последние годы их пенсионные накопления очень быстро съедает инфляция», – отметил Досым Сатпаев, кандидат политических наук, директор консалтинговой компании «Группа оценки рисков».   Сегодня накопительные пенсионные фонды (НПФ) нашей страны, имея около $17 млрд пенсионных денег, не принимают практически никакого серьезного участия в развитии национальной экономики. Экономисты уже давно говорили о необходимости разрешить НПФ участвовать в инвестировании в производство при мощном контроле со стороны государства. В этом году на третьем экономическом форуме в Астане уже сами представители пенсионных фондов отметили необходимость инвестировать пенсионные средства в крупные предприятия страны. Представители пенсионных компаний акцентировали внимание на том, чтобы эти деньги работали внутри страны. К тому же, инициатива использования пенсионных накоплений как инвестиций внутри страны актуальна в рамках избранной президентом экономической модели, которая связана с внутренним инвестированием. «По сути, мы решили использовать китайскую модель, введенную в период первого кризиса. Тогда Китай начал активно стимулировать внутренние инвестиции. В первую очередь за счет внутренних средств, которые вкладывались в довольно крупные инфраструктурные проекты. Китай это делал для стимулирования внутреннего спроса и сокращения уровня безработицы», – подчеркнул г-н Сатпаев. Активное финансирование крупных инфраструктурных проектов в Казахстане может осуществляться за счет использования национального фонда и средств НПФ.   Как и в Китае, где пытались сократить уровень безработицы, РК в своей экономической модели преследует ту же цель. В послании президента нашей республики выделена и задача занятости населения. Для реализации этой цели была подготовлена законодательная база. В 2011 году программа обеспечения занятости была испытана в плотном режиме с участием почти 60 тыс. человек. Поставленную цель правительство намерено достичь через содействие развитию предпринимательства на селе и повышение мобильности трудовых ресурсов – приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана.    Проблема безработицы в РК намного актуальнее, чем может показаться на первый взгляд. «Занятость сейчас понятие относительное. В официальной статистике у нас около 6% безработных, хотя фактически их намного больше, потому что к категории потенциально безработных относится практически 2,5 млн человек, которые являются самозанятыми, – сказал г-н Сатпаев. – Их трудоустройство возможно, только если в Казахстане начнется активное экономическое развитие. При условии, что инвестиции пойдут в сельскую местность, а не в крупные центры экономического роста в лице Астаны, Алматы, Атырау. Необходимо диверсифицировать государственные инвестиции, пытаясь активно развивать предпринимательство в разных регионах Казахстана, в том числе и на селе, активно поддерживая создание малого и среднего бизнеса (МСБ)». Как показывает мировой опыт, именно МСБ оттягивает на себя очень мощные трудовые ресурсы.   Интерес у специалистов, кроме того, вызвала часть послания, которая была посвящена реформированию государственного аппарата. В своем выступлении президент конкретизировал положение о необходимости формирования нового государственного аппарата, более эффективного и менее коррупционного, в том числе и за счет сокращения государственных служащих и количества государственных предприятий, национальных холдингов. «Конечно, об этом уже давно говорится, но без избавления от этого балласта казахстанская экономика будет двигаться очень медленно. Как показывает практика, нет хуже врага для государства, чем коррумпированный чиновник. А если таких чиновников много, то ни один, даже хороший экономический проект, не будет реализован на практике, потому что для реализации любого инновационного проекта необходима соответствующая ментальность у государственных служащих, которые должны жить не сегодняшним днем, а жить интересами государства», – заявил политолог.   По мнению г-на Сатпаева, для правительства, как и для экономики, актуален закон Парето. По его словам, 80% работы обычно выполняют 20% сотрудников, а остальные 20% работы делают оставшиеся 80% сотрудников. И президент нашей страны это понимает. Оценивая работу кабинета министров, на открытом заседании правительства глава государства так и сказал: «Ни хрена не работаете». Также Нурсултан Назарбаев поручил в своем послании правительству до конца первого полугодия 2012 года подготовить предложения по кандидатурам в президентский кадровый корпус.    Аналогичная модель не так давно была использована в России, тогда тоже была сделана заявка на то, что у президента должна расшириться скамейка запасных кадров за счет молодых талантливых управленцев-специалистов из разных сфер, которые в дальнейшем смогут войти в кадровый резерв. Потом из них можно было бы отбирать людей на те или иные важные государственные посты, в том числе и на уровень руководства областями. «Российская модель, скорее всего, будет частично использоваться и у нас. Но в свое время «Болашак» вводили именно с целью формирования новой политической бизнес-элиты, а потом, как оказалось, они не оправдали возложенных надежд. Сейчас мы видим вторую попытку сформировать кадровый президентский резерв, который в идеале в будущем должен формировать новую политическую бизнес-элиту. Лично я сомневаюсь, что это сработает», – говорит г-н Сатпаев.    Основные причины не верить в успешный исход дела эксперт объясняет тем, что «уже установившаяся система в нашей элите просто будет препятствовать нормальной работе любого новичка на любом государственном посту, тем более если он не входит в какую-либо группу, а без групповой поддержки в нашей системе тяжело работать, и, во-вторых, если он не будет играть по тем правилам, которые здесь уже установились. А здесь правила очень простые и состоят лишь в абсолютной лояльности к своему патрону и активном участии в коррупционных схемах, которые связывают этих людей. Президентский кадровый корпус будет сформирован, но те люди, которые потом будут включены в систему государственного управления, скорее всего, попадут под влияние уже существующих опасных для государства правил игры». Выход из сложившейся ситуации эксперт видит в усилении общественной ниши контроля над правительственным аппаратом.   Послание охватило широкий спектр тем, но один актуальный для Казахстана вопрос о политической реформе президент не затронул. «Создается впечатление, что существующая власть самоуспокоилась и считает существующую систему идеальной. Хотя послание не будет эффективно реализовано, этому будут препятствовать существующие политические отношения, которые мешают и бороться с коррупцией, и контролировать реализацию многих государственных программ», – заключил Досым Сатпаев.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

01.02.2012 • 18:38 1054

Loading...