28.12.2011 • 14:47 1100

Сделай мне Казнет

Что готовит нам Дракон?

Число пользователей интернета в Казахстане растет, ожесточается и борьба за посетителей не только с Рунетом, но и между отечественными сайтами. Раз уж конец света в 2012 году решили отменить, деловой еженедельник «Капитал.kz» поинтересовался у экспертов: что значимого произошло в Казнете за прошедший год, и по какому пути развития мы будем двигаться в следующем. На что акулы Казнета ответили:

Константин Горожанкин, директор ОФ национальной интернет-премии Award.kz

2012 год будет более интересным с точки зрения контента, появятся свои системы электронных денег, интернет-магазины получат альтернативные варианты для приема платежей в онлайне, Фейсбук, думаю, отобьет пальму первенства у российских социальных сетей Вконтакте и Одноклассники, но до Моего Мира, скорее всего, еще года 3-4 не дотянется.

Интернет – это глобальный рынок с абсолютной конкуренцией. Здесь все рынки в общем и целом развиваются по одному сценарию и казахстанский – не исключение. Нам даже немного легче – мы как в машине времени – можем смотреть на рынок России и Украины 3-летней давности и понимать, какие онлайн-сервисы и ниши будут сейчас востребованы у нас. Пока в Казнете слишком много свободных ниш, и любой правильно сделанный проект в этих нишах может застолбить для себя бремя лидерства на долгие годы.

Перспективой для развития Казнета в первую очередь являются интернет-магазины. В Казнете уровень аудитории уже 40% от населения (по данным МСИ, 6,5 млн казахстанцев пользуются интернетом хотя бы раз в неделю), значит, им пора продавать товары и услуги. Затем, думаю, на фоне ожидаемых изменений во власти и либерализации политической сферы сильно возрастет популярность блог-платформ, новостных ресурсов, отдельных сайтов общеполитической тематики. Взлет тенгриньюс за год с нуля в 10-ку самых популярных сайтов Казнета говорит о том, что этот процесс уже начался. Ну, и социальные сети продолжат свой бурный рост в Казнете.

Александр Ляхов, вице-президент Интернет-ассоциации Казахстана

В последнее время растет число мероприятий, связанных с интернет-тематикой. К уже традиционным BarCamp Central Asia, Digital Communications Kazakhstan, Казахстанской неделе интернета, Национальной интернет-премии AWARD.kz добавились съезд казахскоязычных блогеров BlogCamp ??рылтай, ZhasCamp, интернет-конференции i-MIX и iProf. Запомнились также уход и возвращение Google и очередная блокировка ЖЖ. Если рассматривать Казнет как пространство сайтов, то как тенденцию можно отметить появление целой серии скидочных сервисов во главе Chocolife.me и сервисов на базе ГИС, таких как VirtualTour.kz. Выход в свет TengriNews.kz обострил конкуренцию среди новостных порталов, а Horde.kz – среди блог-платформ. Безусловное открытие года – сайт фоторепортажей VoxPopuli.kz.

Надеюсь, 2012 год для Казнета будет благоприятным – в первую очередь, с точки зрения монетизации интернет-проектов. А вообще, все будет зависеть от политической ситуации в стране.

Будет все больше скорости доступа, все больше пользователей, все больше денег, но и больше зарегулированность, конец анонимности и пиратству.

Вряд ли следует ожидать появления у нас проектов глобального характера. При всей своей глобальности интернет, и Казнет не исключение, будет все больше развиваться в сторону региональных социальных сетей и специализированных сервисов. В том числе и коммерческих – благодаря появлению электронных денег и онлайновых платежных систем.

Александр Васильев, генеральный директор PROFIT online

Как ни странно, главным интернет-событием прошедшего года я считаю запуск в Казахстане сотовой связи третьего поколения – 3G. Запуск 3G обеспечил более высокие темпы проникновения интернета. Казнет рос как количественно, так и качественно.

В 2012 году Казнет продолжит рост. Правда, темпы роста месячной аудитории будут замедляться, что связано с естественным насыщением рынка, но зато будет активнее расти количество ежедневной аудитории, ядро интернет-пользователей. По прогнозам нашей компании, ядро по итогам следующего года вырастет до 3,5 млн пользователей. Как следствие роста, Казнет становится более привлекательным с точки зрения бизнеса, а значит, мы увидим старт новых интересных проектов.

Станислав Игнатов, сооснователь блог-платформы yvision.kz и сайта kiwi.kz

По моему ощущению, за этот год количество пользователей на казахстанских сайтах увеличилось примерно в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом. И это не может не радовать, потому что с ростом аудитории в Казнете рекламодатель все чаще и чаще пересматривает распределение своих рекламных бюджетов, уделяя Сети важную роль. Этот год можно считать годом, когда многие рекламодатели только начали серьезно «распробовать рекламу» в Сети.

Многие сайты Казнета не только вышли на точку безубыточности, но стали зарабатывать деньги. Это показатель того, что правильные инвестиции в стартапы начинают отбиваться.

К концу года я заметил тренд, что у сетевых агентств (почти у любого серьезного) появляется digital-подразделение, которое будет вести клиентов агентства в Сети. Это очень важный фактор, так как без желания клиентов агентства вряд ли бы пошли на этот шаг.

Также не очень благоприятным для казахстанских ресурсов в этом году было то, что распределение рекламных бюджетов между российскими и казахстанскими площадками через агентства было 75% на 25%. На мой взгляд, это один из сдерживающих факторов развития казахстанских площадок. Надеюсь, в следующем году казахстанские площадки будут делать попытки, чтобы это изменить в лучшую для них сторону.

В этом году очень хорошее снижение по тарифам сделали операторы, увеличив скорость доступа к сети на внутренние и внешние ресурсы. Это очень важный фактор, так как казахстанский пользователь получил большие возможности к использованию тяжелого контента, который в большей мере является развлекательным и способствует повышению уровня вовлеченности пользователя в сети.

2012 год, если не случится мировой финансовый кризис, будет очень благоприятным для сайтов. По моим прогнозам, рынок интернет-рекламы вырастет в 1,3-1,7 раза, что позволит крупным казахстанским ресурсам более динамично развиваться, реинвестируя в себя. Если это произойдет, то в 2012-2013 году можно ожидать вторую волну инвесторов, которые будут поддерживать новые стартапы.

Мне кажется, в следующем году будет много новых проектов на основе уникального казахстанского контента, но из-за отсутствия достаточного финансирования большая часть из них не продержится на плаву слишком долго.

Кроме того, в 2012 году будет активно набирать популярность видеореклама, которая будет идти преимущественно на видеосервисах.

В следующем году в Казнете появияся электронные деньги, на основе системы Webmoney, которые благоприятно повлияют на развитие электронной коммерции.

В Казнет должен прийти серьезный измеритель, который померяет аудитории ресурсов и предоставит этот отчет рекламодателю и агентствам. Если это произойдет в 2012 году, то в 2013 году мы смело увидим серьезное увеличение рекламных бюджетов, потому что в Казнет придут FMCG-клиенты.

В Казнете не занята ниша электронной коммерции, очень мало успешных и хорошо узнаваемых интернет-магазинов, которые торгуют товарами и услугами. Это очень перспективный и пока малозанятый рынок.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

28.12.2011 • 14:47 1100

Loading...