Ержан Уразбаев: «Ритейл – это не просто модный бизнес»

05.10.2011 • 15:15 4637

Ержан Уразбаев: «Ритейл – это не просто модный бизнес»

Казахстанский рынок ритейла продолжит расширяться, а известные европейские, турецкие и российские бренды в скором времени пополнят прилавки торговых центров. Вместе с тем, особенно быстрыми темпами начнет развиваться mass fashion, который рассчитан на среднего потребителя. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказал Ержан Уразбаев, директор департамента аренды молла «Апорт».

- Скажите, пожалуйста, как Вы можете оценить рынок ритейла в Казахстане? Как обстоят дела с ритейлом в регионах?

- Рынок ритейла в стране только начинает зарождаться. К примеру, за последние год-полтора к нам на рынок Казахстана зашла компания Al Hokair Group, которая привела на рынок бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Pull & Bears, Accessorize, Aldo Shoes, GAP и многие другие. Всего от этой компании в сегмент зашли 15-20 брендов. Эти бренды получат свое развитие до середины следующего года, то есть по каждому бренду будет по два-три магазина в Алматы и Астане. В следующем году Al Hokair Group будет заводить на наш рынок еще около 15 брендов. Еще из международных компаний на казахстанский рынок заходит Azadea Group, которая вначале будет представлять порядка 7 брендов. Эта компания имеет около 40 брендов в своем портфолио.

В Казахстане развиваются и местные ритейлеры, но их очень мало. На рынке присутствует местная компания Almeo Group, занимающаяся fashion-ритейлом. Union Space представляет порядка более 5 брендов, среди которых следует отметить большие магазины – New Yorker, Mexx, Motivi и т.д.

Я думаю, что в Казахстане активно начнет развиваться mass fashion, потому что рынок молодой и недостаточно насыщен, то есть слабая конкуренция и небольшой выбор для любителей одеваться модно, а наши люди, сами знаете, очень модный народ. «Барахолка» по-прежнему продолжает делать большие обороты. Но на открытых рынках продажи будут падать из-за того, что появляются новые, концептуальные магазины, с хорошим дизайном, ассортиментом и качеством обслуживания. Нужно отметить приход на рынок LC Waikiki. Компания будет открывать в Алматы около 3 магазинов больших форматов. С появлением подобных качественных магазинов потребители сведут к минимуму свой выбор на открытых рынках, где отсутствуют комфортные условия. В свою очередь, рост оборотов в торговых центрах с каждым годом будет увеличиваться, и это будет зависеть от качественного набора арендаторов данных ТЦ.

Приоритетными городами для развития ритейла в Казахстане остаются Алматы и Астана. Это связано с тем, что на Алматы и Астану приходится больше половины оборотов всей страны. Рынок регионов, конечно, интересен. Однако, пока не заполнена чаша Астаны и Алматы, регионы всегда будут отходить на второй план.

- Какие ниши на рынке ритейла еще не до конца заняты?

- С ростом экономики страны, а также ежегодного прироста розничного товарооборота, в Казахстане хорошо растет средний сегмент, но и эта ниша заполнена лишь на треть. Когда люди говорят, что у нас есть конкуренция – они сильно ошибаются. Рынок ритейла Казахстана еще совсем молод, об этом часто повторяют наши иностранные партнеры. Если пройтись по торговым центрам в стране, можно увидеть слабый и неподготовленный персонал, непонятные и неконцептуальные магазины, плохой ассортимент, слабое обслуживание, неинтересное предложение товаров. А, к примеру, в Турции клиенту предложат чай с конфетами и сделают все, чтобы он купил их продукт.
Самый главный показатель плохой конкуренции – это отсутствие на рынке качественных брендов по доступным ценам. Передел на рынке одежного ритейла начнется с появления таких гигантов как H&M, Uniqlo и т.д. Увидев их обороты, наши ритейлеры поймут, что означает настоящая конкуренция. Можно отметить появление на нашем рынке российского гиганта розничной сети по продаже спортивных товаров «Спортмастер».

- Молл «Апорт» в свое время отказал сети «Строймарт» в аренде площадей. По каким принципам Вы решаете сотрудничать с арендаторами или нет? Какие условия выставляются?

- Для нас, как для девелоперов, есть две важных составляющих – это продажи на квадратный метр и процент конверсии (соотношения людей, зашедших в магазин и сделавших покупки). К примеру, если процент конверсии высокий и объем продаж на квадратный метр составляет не менее $5-6 тыс. в год, то бренд для нас очень интересный, и проект будет жить, и мы готовы взять часть рисков по продажам на себя. Основное условие – это процент от оборота с минимальной фиксированной ставкой аренды. Мы, как девелоперы, своевременно получаем свою аренду, а арендаторы получают возврат их инвестиций. Всего нам пришлось расторгнуть контракт с 7-10 арендаторами.

Что касается сети «Строймарт», возможно, запуск проекта был ранним и несвоевременным. Данный проект должен больше пользоваться уже сформированными потоками, нежели привлекать этот поток к нам. Мы сделали вывод, что им не подходит наш проект по причине дороговизны аренды и не выгоден нам в составе молла. Мы решили расторгнуть контракт и двигаться дальше. Вместо этой площади мы решили поставить аквапарк на 8 тыс. кв. м и fashion-галерею порядка 13,5 тыс. кв. м. С точки зрения бизнеса и прибыли, данные проекты будут намного интереснее. К примеру, аквапарк откроется уже в ноябре этого года. В Центральной Азии аналогов этому проекту пока не существует.

- То есть не каждый желающий может разместиться в молле?

- Нужно быть подходящим для нашей концепции. Наш приоритет – модные, концептуальные магазины, приносящие доход.

После открытия второй очереди в молле «Апорт» будут представлены порядка 80 магазинов всемирно известных брендов, пять-шесть из них будут флагманскими магазинами больших форматов, порядка 800-2000 кв. м. На сегодняшний день дефицит торговых площадей составляет порядка 10 тыс. кв. м, а одно вакантное место мы имеем на трех арендаторов. Первый этаж у нас сдан на 100%, а второй – на 65%. Свою очередь ждут магазины техники, экстремальный парк развлечений, магазины все для дома и модной одежды. Они, скорее всего, появятся в третьей очереди молла.

- По Вашему мнению, какие трудности возникают у нынешних торговых центров? Как удается справиться с конкуренцией и оттоком покупателей?

- Несмотря на то, что мы находимся не в черте города, ставки аренды в молле такие же, как и в городе. Многие этому удивляются. Я считаю, что для нас не важно, где продавать. Главное – это выполнять поставленную цель.

У некоторых торговых центров есть большая проблема – они не вникают в рынок ритейла, не погружаются в бизнес арендаторов и не хотят знать их проблем. Когда сдается площадь в аренду, нужно знать, что хочет арендатор.

Мы предлагаем процент от оборота и таким образом часть риска по продажам берем на себя, предоставляя возможность арендатору развить свой бизнес в наших стенах. Мы ставим минимальную фиксированную ставку или берем с арендатора процент от оборота, в зависимости оттого, что больше. Но не ставим для себя конечной целью просто сдать площадь в аренду. Мы не просто сдаем в аренду площади, мы консультируем своего арендатора, делаем анализ рынка, подсказываем стратегию развития, владея информацией, мы помогаем арендатору выбрать оптимальный путь развития собственного бизнеса.

- Что же тогда произошло с супермаркетами, которые потеряли свои позиции на рынке?

- Не нужно быть профессионалом, чтобы оценить, что какой-либо супермаркет начнет рано или поздно терять свои позиции. Когда заходите в магазин и не находите ваших любимых товаров, соответственно вы перестаете посещать его, это если сказать простыми словами.

Я думаю, что центры потеряли позиции только потому, что была использована неправильная стратегия и ассортиментная матрица, неудачная логистика и т.д. Ошибок можно избежать, но все зависит от своевременности принятия решения, от качества управления, можно бесконечно перечислять факторы, из-за которых сокращаются продажи. Однако стоит отметить, что это сложный бизнес. В рознице каждая деталь может поднять обороты: оборудование, освещение, ассортимент, удобства, логистика, товары и т.д. Но самое важное – это профессионализм людей.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

05.10.2011 • 15:15 4637

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Ержан Уразбаев: «Ритейл – это не просто модный бизнес»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика