В соседней республике не могут определиться, приватизировать ОАО «Кыргызтелеком» или нет
Страсти вокруг кыргызстанского телекоммуникационного оператора «Кыргызтелеком» не утихают. Сначала, как заявили миноритарные акционеры, с нарушением закона были избраны новые руководители, а теперь парламентская фракция «Ата-Журт» предлагает вовсе исключить «Кыргызтелеком» из списка объектов приватизации, потому что, по мнению депутатов, это стратегический объект, продажа которого недопустима.
Арзымат Алдаяров, исполнительный директор кыргызстанской консалтинговой компании TRACE, с такой позицией народных избранников не согласен. Он напомнил, что разговоры о продаже части акций компании стратегическому инвестору (в том числе, возможно, и казахстанскому) ведутся уже на протяжении 10 лет. Сейчас государство в лице Министерства государственного имущества предлагает к реализации пакет в 77,84%.
По словам г-на Алдаярова, в настоящее время государство предварительно оценило пакет акций в $100 млн. «Наша точка зрения – компания в целом может стоить $70-80 млн, в таком случае государственный пакет акций будет оцениваться в $50-60 млн», – говорит он.
– Сама компания заинтересована в продаже?
– В данный момент в продаже заинтересовано государство, воспринимая ее как источник пополнения бюджета республики. Компания же рассматривает возможность продажи части акций как выход из ситуации, когда государственные органы создают условия для недобросовестной конкуренции не в пользу ОАО «Кыргызтелеком». Кроме того, государство, являясь владельцем более чем 90% акций, вынуждает компанию реализовывать социальные, но убыточные проекты.
– Какой инвестор нужен оператору?
– Для «Кыргызтелекома» в первую очередь важно сейчас, чтобы был реализован государственный пакет. Еще лучшим вариантом был инвестор, обладающий компетенциями и опытом работы в телекоммуникационной отрасли, который смог бы предоставить свои знания и опыт для дальнейшего развития.
Если говорить о требованиях государства, то они таковы: привлечение инвестиций на улучшение финансово-экономического положения компании, максимальная телефонизация нетелефонизированных сел республики, цифровизация сетей ОАО «Кыргызтелеком», обеспечение вещания государственных телерадиоканалов во всех населенных пунктах республики (с соблюдением тарифной политики КР), внедрение эффективного менеджмента, сохранение существующей структуры и направление деятельности республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей, телевидения и радиовещания – филиала ОАО «Кыргызтелеком».
– Арзымат, а каков потенциал развития компании?
– Потенциал развития компании очень велик, так как она обладает возможностью дальше развивать новые услуги связи. В настоящее время сеть оператора представляет собой широко разветвленную сеть общего доступа, а также магистральную транспортную сеть, имеющую соединения со всеми соседними странами. Кроме того, базовая сеть компании имеет возможности для внедрения таких новых услуг, как IP-телевидение и сотовая связь.
Истории вопроса
Нынешняя потеря рыночных позиций «Кыргызтелекома» выгодна для других частных операторов, которые принадлежат людям из руководства страны. Таким образом, приватизация им не очень выгодна. Это мнение другого аналитика из Кыргызстана.
«Кыргызтелеком» продавать нужно, даже за ту сумму, которую давали последние покупатели. Противники продажи смотрят на это однобоко, считая лишь те деньги, которые им принесет единовременная продажа акций, но никто не задумывается о той потенциальной прибыли, которую может генерировать компания при нормальном управлении. Компания обладает как огромным потенциалом в области повышения доходов, так и снижении затрат. В данный момент это не делается, потому что никому не нужно», – сказал источник.
Напомним, 77,84% акций «Кыргызтелекома» были проданы в феврале прошлого года. Стартовая цена пакета акций на тендере составила около $36 млн. Победители конкурса предложили $40,5 млн и обязались инвестировать в развитие «Кыргызтелекома» до 2015 года еще 200 млн.
3 апреля 2010 года контракт был подписан покупателями и отправлен на подпись в правительство. Из-за беспорядков в Таласской области, которые начались 6 апреля, контракт так и остался неподписанным. Это позволило временному правительству, к которому перешла вся власть, отменить своим декретом итоги конкурса. Юридически сделка не состоялась, потому что она не была заключена.
Новые власти объявили, что победителем конкурса оказался консорциум оффшорных компаний, близких к семье бывшего президента страны. Это консорциум частных компаний, зарегистрированных в Казахстане, Кыргызстане и на Кипре. Это «K.S.D.» (Казахстан), Nimisco Holding Co. Ltd. (Кипр), Colimar Holding Co. Ltd. (Кипр) и «Ала-Тоо Кении» (Кыргызстан).
Российские эксперты, комментируя сделку, подчеркивали, что справедливая стоимость «Кыргызтелекома» составляет $114 млн, а рыночная стоимость госпакета могла составить $100 млн.
Правда, занимавшаяся оценкой компания «ВИП Капитал» позже была включена в список юридических лиц, на операции которых с ценными бумагами прокуратура наложила запрет из-за связи с семьей бывшего президента.
Среди претендентов на кыргызский телекоммуникационный актив рассматривались три казахстанско-кыргызских консорциума, «Ростелеком», немецкая компания Axos Capital и турецая Turk Telekommunikasyon.
По официальной информации, три последних участника не выполнили условий тендера. В итоге они были отстранены в связи с нарушением порядка уплаты гарантированного взноса (позже разгорелся спор между иностранными инвесторами и местными банками, через которые несвоевременно прошли платежи).
По данным доклада аналитической компании Companiesandmarkets.com, проникновение фиксированной связи в Кыргызстане составляло 9% в начале 2010 года, при этом темпы роста фиксированных линий практически равны нулю. Фактическое пользование интернетом также остается низким – менее 1% населения. Фиксированный широкополосный доступ в сеть имеет 0,1% населения.
Справка. «Кыргызтелеком» предоставляет услуги связи и обеспечивает телевещание в Кыргызстане. Компания занимает 41% рынка интернет-провайдерских услуг страны и является монополистом в сегменте магистральных каналов передачи данных. Также в ее активы входят лицензии на использование частот для мобильной связи. Частным лицам принадлежит 9,65% компании, 12,51% владеет социальный фонд, а 77,84% – государство. Совокупные доходы с услуг связи в Кыргызстане составляют около $170 млн в год. Уровень проникновения сотовой связи – около 85%.