12.01.2011 • 18:05 1255

Ну, кто так ездит?!

Результаты мониторинга общественного транспорта в городах Казахстана

Насколько общественный транспорт в Казахстане соответствует общепринятым минимальным стандартам данной услуги. Задавшись этим вопросом, Гражданский альянс Казахстана (ГАК) совместно с международной консалтинговой компанией «Розница KZ» провели мониторинг общественного транспорта РК. Исследование проводилось в Алматы, Астане, Атырау, Павлодаре и Шымкенте. Объектом проверки стал не только общественный транспорт (автобусы), но и сами остановочные комплексы, а также графики движения маршрутов. Исследование проводилось методом нанесения «тайных визитов». В произвольном порядке были выбраны маршруты общественного транспорта.

По результатам мониторинга лидером стала Астана, набравшая 76%, что соответствует категории «хорошо». Далее расположились следующие города: Шымкент (63,96%), Павлодар (63,54%), Алматы (60,83%), Атырау (60,56%). Качество обслуживания в этих городах относится к категории «неудовлетворительно». Результаты мониторинга общественного транспорта в этих городах составили 65% и тем самым попали в категорию «удовлетворительно».

Самый низкий балл (1,33%) из компонентов проверки заслужил вопрос: «Каким образом кондуктор объявляет остановки?». Практически все респонденты дали однозначный ответ на вопрос: «Кондуктор громко выкрикивает название остановок». Из этого следует, что специальные приборы громкой связи практически отсутствуют, либо не используются.

Следующий компонент, набравший рекордно низкий балл – «Выдача билетов пассажиром». Данный компонент оценивается в 18%. На всех проверяемых маршрутах Астаны билеты пассажирам выдаются. В Атырау выдача билетов осуществляется только на одном из выбранных маршрутов. Стоит отметить, что в остальных городах ни на одном из проверенных маршрутов не выдаются билеты пассажирам. Складывается определенная тенденция: мы стремимся к международным стандартам обслуживания, ожидаем чеков в торговых точках, билетов в общественном транспорте, и не получаем желаемого. Ведь документ, подтверждающий факт оплаты, является залогом ответственности и качества.

Другим компонентом, набравшим 59% из 100 возможных, является «Объявление остановок». Абсолютным лидером в данной категории является Алматы. Практически на всех маршрутах остановки объявляются по мере проезда. Аутсайдером в данном вопросе является Астана. Следует отметить, что объявление остановок очень важно, так как людям необходимо знать, где им выйди из транспорта, заранее подготовиться к выходу, рассчитать свое личное время.

Несмотря на то, что остановки в общественном транспорте озвучиваются не всегда, «Вежливость и стремление помочь пассажирам» заслуживают отдельного внимания. Данный компонент проверки набрал максимальный балл – 95,33%, что соответствует категории «отлично».

Невозможно не отметить отдельно оценку «Качество вождения транспорта». Ужасают цифры, что только 33% водителей соблюдают правила дорожного движения, 13% водителей придерживаются скоростного режима, 13% водителей нарушают правила дорожного движения.

В исследовании «Остановочных комплексов» компонентом, набравшим максимальное количество баллов – 95,67% и заслуживающим категорию «отлично», является «Наличие места для пассажиров, ожидающих автобус». Самый низкий показатель – 33% заслужил вопрос: «Наличие стенда с информацией об автобусах». Городом, занявшим лидирующую позицию, оказался Павлодар. Именно в Павлодаре 75% остановок оборудованы стендом с информацией.

В исследовании было уделено отдельное внимание расписанию автобусов. Данный компонент проверки оказался самым слабым. Исследование выявило, что 31% остановок из ста возможных оборудованы расписанием автобусов. Зафиксированы случаи опоздания автобусов или наоборот, прибытия раньше времени. Максимальное опоздание первого рейса автобуса составило 55 минут.

На вопрос: «Соответствует ли время прибытия последнего автобуса указанному  на стенде или информации, предоставленной в автопарке?» были получены неоднозначные ответы. 69% автобусов спешат, 21% автобусов приезжает согласно расписанию. Максимальная разница во времени составила 2 часа 36 минут. Представьте, каково пассажиру, ждущему последний автобус по графику! Читая расписание автобусов и видя время прибытия последнего автобуса в 22.00, к примеру, люди вынуждены искать другие пути, так как нет никакой гарантии, что автобус приедет вовремя.

В ходе проведения исследования было замечено следующее: время прибытия последнего  автобуса, указанное на стенде или предоставленное в автопарке, не соответствует времени, которое озвучивают водитель или кондуктор.

Результаты проведенного исследования показывают, что для качественного уровня работы общественного транспорта необходимо приложить всеобщие усилия. Все зависит не только от водителей или кондукторов, но также и от владельцев автопарков и учреждений, отвечающих за внешний вид остановок, за наличие табличек с расписанием автобусов. Любая работа – это механизм, складывающийся из мелких деталей. Системный подход и гармоничное сочетание всех деталей позволят улучшить уровень обслуживания в общественном транспорте.

Справка. В феврале 2010 года Гражданский альянс начал работать над проектом «Общественный мониторинг». Именно в рамках данного проекта и был проведен мониторинг общественного транспорта в городах Казахстана. Проект запущен в пилотном режиме в пяти городах: Актобе, Астана, Костанай, Павлодар и Тараз. Цель проекта – выстроить эффективный механизм мониторинга качества госуслуг и реализации бюджетных программ в регионах с прямым привлечением населения. Первые результаты проекта и запуск портала «Общественного мониторинга» уже доступны, а в полную силу во всех городах Казахстана «Общественный мониторинг» заработает с весны этого года.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

12.01.2011 • 18:05 1255

Loading...