Структура рынка потребительского кредитования меняется разнонаправленно в банках и небанковских организациях. Об этом говорится в обзоре рынка потребительского кредитования на 1 июля 2021 года от аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).
Помимо банков второго уровня выдают потребительские кредиты и небанковские кредитные организации (кредитные товарищества, МФО, ломбарды, онлайн), совокупная доля которых составляет 5-6% рынка потребительского кредитования. При этом темпы роста кредитования в данном секторе достигают 25–45% в год, что в 1,5 и более раз выше банковского потребкредитования.
Структура портфелей потребкредитов имеет разную концентрацию: на беззалоговые займы БВУ приходятся 80% портфеля потребкредитов, тогда как у небанковских кредитных организаций – 57%.
«Следует отметить разнонаправленную динамику роста залоговых потребительских портфелей: у БВУ идет сокращение на 30%, с 455 до 312 млрд тенге (погашение и списание) по отношению к 2018 году, тогда как у небанковских кредитных организаций — рост в 5,3 раза, с 13,6 до 71,5 млрд тенге», - поясняют аналитики.
Среди прочих продуктов потребкредитования БВУ невостребованными остались карточные продукты, по которым наблюдается ежегодное снижение. С 2015 года кредитный портфель карточек сократился с 24 до 3 млрд тенге.
Средняя сумма беззалогового потребкредита БВУ и небанковских кредитных организаций составляет 290–350 тыс. тенге. В сравнении с 2018 годом увеличение средней суммы беззалогового кредита наблюдается у небанковских кредитных организаций на 70%, у банков — на 2%.
Потребкредитование сконцентрировано в крупных городах страны – Алматы (29%), Нур-Султане (9%) и Шымкенте (8%). Падение кредитования в Алматы в период пандемии 2020 года затронуло главным образом потребительские займы. Погашение действующих кредитов, а также списание проблемной задолженности снизило долю Алматы в региональном портфеле потребкредитов на 11%. У населения южных регионов страны — Алматинской, Туркестанской, Кызылординской и Жамбылской областей — кредиты на потребительские цели пользуются большой популярностью, о чем свидетельствуют двузначные темпы роста кредитования.
«Специфика потребительских беззалоговых займов (краткосрочность и высокая оборачиваемость) определяет среднюю концентрацию кредитных рисков. По данным ПКБ, уровень займов NPL90+ в потребкредитах БВУ снижается, достигнув уровня 7,1% по итогам первого полугодия текущего года. При этом качество портфеля небанковских кредитных организаций значительно ниже, на долю NPL90+ приходится 24% портфеля. Благодаря отсрочкам и реструктуризации части кредитов существенного роста просроченной задолженности свыше 90 дней в 2020 году не наблюдалось», - указывают эксперты.
В течение последних нескольких лет расширение потребительского кредитования является одним из основных факторов роста потребления в стране. С одной стороны, потребительские кредиты через спрос стимулируют экономический рост в стране, с другой — в дальнейшем значительный рост кредитования населения, в случае отсутствия роста располагаемых доходов, может привести к появлению системных рисков.
Ключевые тенденции
- Последние несколько лет ссудный портфель БВУ растет, в основном за счет розничного сегмента, на долю которого приходится свыше 50% кредитного портфеля банков. Основным фактором роста розничного кредитования стали потребительские беззалоговые займы, чей совокупный объем ежегодно увеличивался на 15–35%, за исключением пандемийного 2020 года. Начиная с 2019 года на рост розничного портфеля БВУ стала влиять и ипотека.
- Активный рост потребкредитования можно объяснить следующими факторами: развитием скоринговых моделей и возможностью лучшего прогнозирования риска, а также высокой маржинальностью продукта; развитостью каналов продвижения розничных продуктов, в том числе через карты; развитием финансовых экосистем, онлайн-площадок и сегмента E-finance; доступностью, быстротой и удобством кредитов, популярностью покупок в рассрочку.
- Доля беззалоговых займов (80% потребительских кредитов БВУ) растет, как и объемы их выдачи. Если в 2015 году этот показатель достигал 100–120 млрд тенге в месяц, то с марта текущего года ежемесячные объемы выдачи беззалоговых займов составляют 450–550 млрд тенге.
- Во втором квартале 2020 года, после объявления первого локдауна, доходы части населения резко снизились, что отразилось как на уровне потребления, так и на риск-аппетите банков. Соответственно упал и объем беззалоговых потребительских займов — на 35,3%, в сравнении с первым кварталом 2020 года (НБРК).
- Во втором полугодии 2020 года объем выдачи потребительских беззалоговых займов восстановился до уровня 2019 года. Снижение процентных ставок, а также проведение маркетинговых акций отдельными участниками рынка стали дополнительными стимулами восстановления рынка потребкредитования.