Тенге крепнет последние четыре месяца, считая август. Не секрет, что главный фактор курса национальной валюты — цена на нефть демонстрирует рост вплоть до 77 долларов за баррель. Это вполовину больше, чем было год назад. Сдерживающий фактор для тенге — курс российского рубля. Валюта нашего основного торгового партнера находится в не самой сильной позиции, во-первых, по причине политического давления, во-вторых, из-за выбранной политики намеренного ослабления. Казахстан тоже проводил политику слабой национальной валюты в угоду экспортерам и сокращению дефицита бюджета, но отказался от неё.
Британский журнал The Economist в очередной версии своего «индекса биг-мака» назвал российский рубль одной из самых недооцененных валют — по отношению к доллару российская валюта могла бы стоить на 68% больше. К сожалению, казахстанский тенге индекс не оценивает. Внутренние факторы для тенге также складываются в более позитивном ключе — согласно предварительным данным НБ РК, торговый баланс за первое полугодие сложился с профицитом — экспорт товаров вырос на 3,4%. При этом экспорт нефти и газового конденсата снизился на 10,8%. Это означает, что негативное давление внутренних факторов на курс уменьшится.
Девальвации раньше случались каждые три-пять лет, последняя была в августа 2015-го, то есть ровно шесть лет назад. Это значит, что скоро будет новая? Нет. Девальвации не землятресения, чтобы случаться с какой-то периодичностью. Собственно их и не было последние шесть лет, потому что в августе 2015 года Казахстан перешел от фиксированного курса к свободному. То есть Национальный банк перестал директивно, принудительно устанавливать курс и держать его любой ценой. При фиксированном курсе рано или поздно случается необходимость девальваций или револьваций, для того чтобы не тратить свои запасы на поддержку курса. При свободном курсе — цена национальной валюты определяется на бирже в режиме реальных торгов. Таким образом, с августа 2015 года курс тенге определяется в ходе торгов на бирже каждый будний день. При таком раскладе девальвация невозможна даже теоретически, так как тенге сейчас находится в другой системе координат. В Казахстане есть эксперты, которые призывают вернуться к фиксированному курсу, то есть сделать шаг назад и снова начать тратить запасы на поддержку курса и в панике ждать его резких изменений.
Свободный курс, к сожалению, не страховка от резкого изменения. Тенге может прибавлять или слабеть на несколько процентов в течение дня, но для этого нужны экстраординарные условия. Как это случилось в марте прошлого года, когда в выходные на фоне развала нефтяной сделки цена на нефть упала до 20 долларов. Нефть, как мы помним, один из основных факторов, которые влияют на курс тенге. В итоге, когда на казахстанской бирже открылись торги — тенге значительно ослаб. Но потом до июня отыграл почти всё своё укрепление. Повторение истории возможно в любой момент — мир находится в достаточно шатком равновесии, но хочется верить, что в этот раз никто не захочет развязывать подобную нефтяную войну, а фондовый рынок продержится без обвалов до того времени, пока мировая экономика не восстановится в полной мере.
Принято считать, что тенге может только слабеть. Но это неправда. Мы уже видели укрепление с курса в 390 тенге за доллар до 320 за доллар в 2016 году. Позже снова с 350 за доллар до 320 за доллар в 2017 году. И наконец в 2020 году тенге креп, торгуясь сначала по 440 в марте до 398 в июне. Прямо сейчас мы тоже крепнем, хотя цены на нефть не всегда радуют наш родной тенге. Макроэкономически тенге сейчас выглядит скорее перепроданным из-за влияния на нас российского рубля. То есть курс тенге мог бы быть крепче, если бы не политика слабой национальной валюты нашего торгового партнера.
Остаётся вопрос: зачем некоторые экономические эксперты продолжают пугать девальвацией. На него ответить сложнее всего — видимо, просто потому, что это самая «хайповая» тема, то есть самая обсуждаемая, а не все готовы гнаться за здравым смыслом в ущерб популярности, а еще потому, что в Казахстане принято всегда ждать девальвацию и ослабление национальной валюты и не замечать периоды её укрепления.
Автор: Андрей Чеботарёв, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане