Качественного изменения в повышении результативности налоговых проверок, снижении расхождений в таможенной статистике «мы не видим. Есть резервы в улучшении налогового и таможенного администрирования», сказала на совместном заседании палат парламента глава Счетного комитета Наталья Годунова, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу комитета.
«Вопросы по переплатам тоже не решены. При этом уполномоченный государственный орган не смог объяснить замечания ни аудиту, ни депутатам мажилиса, ни депутатам сената. Но счел нужным реабилитировать себя в прессе. Видимо, рассчитывая на сложность самого вопроса и то, что читатели профессиональных деталей не поймут. Но, к сожалению, недостатки и нарушения от этого никуда не делись. Согласно Закону, все они подтверждены аудиторскими доказательствами», - сказала она на совместном заседании палат парламента.
Наталья Годунова добавила, что нужна реформа фискальной политики: через повышение прозрачности, подотчетности и пересмотр механизмов государственной помощи бизнесу. «В частности, принятие мер по расширению налоговой базы посредством отмены неэффективных налоговых льгот и их систематизации, последовательной борьбы с теневой экономикой и уклонением от исполнения налоговых обязательств. Счетный комитет неоднократно обращал внимание на необходимость рассмотрения вопроса по внедрению системы управления бюджетными рисками и разработки документа долгосрочной устойчивости государственных финансов», - сказал она.
Министр финансов Ерулан Жамаубаев в своем выступлении в парламенте отметил, что Счетный комитет особо обратил внимание на вопросы налогового администрирования, и сделал замечания о снижении в 7 раз дополнительных налоговых поступлений. «В уточненном республиканском бюджете на 2020 год плановый объем дополнительных налоговых поступлений составлял 476 млрд тенге, а не 1,5 трлн тенге. При этом Счетным комитетом учитываются дополнительные поступления только по результатам налоговых и таможенных проверок и камерального контроля. Однако принимаемые фискальными органами меры гораздо шире и включают в себя в том числе применение цифровых инструментов в администрировании», - объяснил Ерулан Жамаубаев, слова которого приводит пресс-служба ведомства.
Министр отметил, что фактически дополнительные поступления за счет мер налогового и таможенного администрирования обеспечены на 710 млрд тенге. Это несмотря на действовавший в 2020 году мораторий на проверки и предоставленные налоговые послабления бизнесу. «Фактически в условиях кризиса правительству удалось не только не допустить уменьшения объемов дополнительных поступлений, а в 1,5 раза перевыполнить утвержденный плановый объем доходов», - рассказал министр.
Касательно замечания по вопросу переплат в счет будущих платежей, полностью исключить их в лицевых счетах невозможно из-за методологических особенностей расчетов с бюджетом, считает он. «Переплата по КПН обусловлена уплатой законодательно предусмотренных ежемесячных авансовых платежей в течение года. Эта практика обеспечения равномерных поступлений соответствует международной, включая страны ОЭСР. При этом обязательство по ежемесячной уплате авансовых платежей есть только у крупных плательщиков КПН с доходами свыше 325 тыс. МРП. На остальных 90% плательщиков КПН такая норма не распространяется», - рассказал Ерулан Жамаубаев.
По его информации, снижение авансовых платежей в
отчетном периоде на 28,5 млрд тенге является показателем уменьшения доходности
компаний в кризисный период. «Что же касается НДС, то на 1 января 2021 года переплата
составила 1,6 трлн тенге. При этом практически вся эта сумма образовалась по
приобретенным налогоплательщиками товарам и услугам, то есть без фактической
уплаты налога в бюджет. Таким образом, она может быть использована в счет
возникших налоговых обязательств по уплате НДС», - рассказал министр.
Читайте также
Разрабатывается новый документ с учетом макроэкономической ситуации, пояснил Ерулан Жамаубаев