USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

В Минфине прокомментировали замечания Счетного комитета

Разъяснения касаются эффективности расходов, зачислений в Нацфонд и уровня госдолга

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Минфине прокомментировали замечания Счетного комитета - Kapital.kz

В Министерстве финансов РК рассказали об отчете Правительства об исполнении республиканского бюджета в Парламенте РК, где глава Счетного комитета озвучила ряд замечаний.

Согласно информации Минфина, объем нарушений, про который говорится в отчете Счетного комитета, связан с существенным расширением охвата аудитом эффективности ревизионными комиссиями в регионах. В результате, выявлено неэффективное расходование средств местными исполнительными органами на сумму  296 млрд.тенге в 2020 году.

По остальным органам государственного аудита наоборот наблюдается заметное снижение неэффективного использования средств.

Так, установленные Счетным комитетом факты нарушения снизились на 32%, а органами внутреннего государственного аудита (КВГА и СВА) - в 3 раза, составив 29 млрд.тенге (2019 год – 94 млрд.тенге).

Снижение является результатом цифровизации аудита, переходом на камеральный контроль и превентивные меры по недопущению и предотвращению фактов неэффективного использования средств.

Также Счетным комитетом было отмечено об установлении фактов, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, перечислены не по назначению. 

Однако в Минфине заверили, что все налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в Нацфонд за отчетный период, перечислены в полном объеме.

Перечисление финансовой компенсации по Карачаганакскому проекту по итогам арбитражных споров произведено на код «Другие неналоговые поступления в республиканский бюджет» в соответствии с бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом.  

При этом, активы Национального фонда в течение 2020 года выросли на 744 млрд.тенге до 28,2 трлн.тенге.  

Счетный комитет заявил о снижении в 7 раз запланированных в прошлом году дополнительных поступлений (при плане в 1,5 трлн.тг).

Согласно пояснениям Минфина, в уточненном республиканском бюджете объем плановых дополнительных налоговых поступлений составил 476 млрд. тенге, а не 1,5 трлн. тенге.

При этом, несмотря на действовавший в прошлом году мораторий на проверки и предоставленные налоговые послабления бизнесу, фактически обеспечено дополнительных поступлений на 710 млрд. тенге.

Таким образом, Минфин фактически в условиях кризиса не только не допустил уменьшения объемов дополнительных поступлений, а напротив – в 1,5 раза перевыполнил утвержденный плановый объем доходов.

Читайте также

В докладе Счетного комитета указана проблема переплат в счет будущих платежей.

По мнению Минфина, полностью исключить переплату на лицевых счетах невозможно. Так, переплата по КПН обусловлена уплатой законодательно предусмотренных ежемесячных авансовых платежей в течение года. Эта практика обеспечения равномерных поступлений соответствует международной, включая страны ОЭСР (США, Франция, Люксембург и др.).

При этом, обязательство по ежемесячной уплате авансовых платежей есть только у крупных плательщиков КПН с доходами свыше 325 тыс. МРП. На остальных 90% плательщиков КПН такая норма не распространяется.

В целом, снижение авансовых платежей в отчетном периоде на 28,5 млрд. тенге (с 171,8 до 143,3 млрд. тенге) является показателем уменьшения доходности компаний в кризисный период.

На 1 января 2021 года переплата по НДС (дебетовое сальдо) составила 1,6 трлн. тенге. Практически вся эта сумма образовалась по приобретенным налогоплательщиками товарам и услугам, то есть без фактической уплаты налога в бюджет. И она может быть использована в счет возникших налоговых обязательств по уплате НДС.

Читайте также

Счетный комитет также указал на рост госдолга, отметив, что соотношение его к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное Концепцией бюджетной политики ограничение в 27%.

В Минфине отметили, что указанный показатель 27% к ВВП  являлся индикативным, установленным Правительством в докризисный период, и соотношение государственного долга к ВВП не превышает лимит, установленный Договором о Евразиийском экономическом союзе (50% к ВВП) и Национальным планом развития Республики Казахстан до 2025 года (50% к ВВП). В настоящее время Концепция не актуальна, разрабатывается новый документ с учетом макроэкономической ситуации и других параметров развития экономики.

При этом, все долговые индикаторы соблюдаются и находятся на безопасном уровне.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.