USD
514.65₸
-10.000
EUR
544.60₸
-7.590
RUB
5.17₸
+0.030
BRENT
71.05$
BTC
99465.40$
-2245.600

Валентин Морозов: Думаю, наш бизнес станет более глобальным

Глава Евразийского банка рассказал, как чувствует себя банк в коронакризис

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Председатель правления Евразийского банка Валентин Морозов не исключает,  что банк может выйти на другие рынки. Он подчеркивает, что если государство намерено постепенно сворачивать госпрограммы – это уже положительный сигнал для экономики. Об этом он сообщил на пресс-конференции, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«По мере интеграции центральноазиатских стран, думаем, что бизнес Евразийского банка  станет более глобальным. Поэтому мы не исключаем расширения нашего бизнеса и выхода на соседние рынки. Но окончательных решений на этот счет пока нет», - отметил Валентин Морозов.

Он также рассказал, почему банк покинул рынок России. «В прошлом году мы завершили продажу нашей «дочки» в России Совкомбанку. Мы ушли из РФ, и у нас пока нет планов туда возвращаться, потому что это очень сложный и высококонкурентный рынок, там много доминирующих игроков, с которыми конкурировать не видим смысла», - заметил Валентин Морозов.  

В то же время, несмотря на коронакризис, банку удалось заметно нарастить прибыль с 4,5 млрд тенге в 2019 году до 6,8 млрд тенге в 2020-м. «Это хорошие результаты, они превзошли наши ожидания», - отметил глава банка.

Валентин Морозов: Думаю, наш бизнес станет более глобальным 763841 - Kapital.kz

«Несмотря на коронакризис, нам удалось достаточно выгодно продать свой дочерний московский банк, даже несмотря на дисконт. Если бы не это, то наша прибыль за прошлый год была бы на 2,1 млрд тенге больше. Операционная эффективность в период макрошоков не снизилась, а даже выросла. Активность по карточным, валютно-обменным операциям увеличилась», - отметила  заместитель председателя правления Евразийского банка Наталья Дружинина.

Из-за пандемии розничный кредитный портфель банка с учетом займов индивидуальных предпринимателей (ИП) в 2020 году снизился на 17,5%, до 434,9 млрд тенге. «Уменьшение портфеля связано с тем, что в период локдауна были закрыты ТРЦ, рынки, автосалоны, в которых мы предлагаем наши услуги кредитования. Но несмотря на это, в прошлом году мы выдали кредиты на 260 млрд тенге. Мы не только не потеряли нашу клиентскую базу, но даже нарастили ее. Сейчас наша клиентская база составляет 3,8 млн человек», - добавила Наталья Дружинина.

В то же время, отметила она, доля токсичных займов в розничном портфеле банка незначительна – не превышает 7%.

«Регулятор поручил банкам предоставить заемщикам отсрочку на три месяца по кредитам. Эта мера повлияла не только на наш банк, но и на всю банковскую систему. Банк предоставил отсрочку 185 тыс. клиентам. Когда трехмесячная отсрочка закончилась, то большая часть наших клиентов вернулась в свои прежние графики погашения. Но были и те, чье финансовое положение ухудшилось, ведь базары, рынки, ТРЦ, какое-то время не работали. У нас доля таких клиентов 20% от тех, кто брал отсрочку. Так вот, мы пошли им на уступку и дали рассрочку по займам, то есть мы пересмотрели для них графики платежей. И уже в первом квартале 2021 года клиенты стали расплачиваться по своим кредитам», - рассказала Наталья Дружинина.

Она подчеркивает, что, несмотря на снижение фонда оплаты труда в результате закрытия некоторых отделений банка в торговых точках, крупных увольнений в банке не было. «Мы вынуждены были отправлять этих сотрудников в частично неоплачиваемые отпуска», - отметила она.

В банке рассказали, что план докапитализации удалось перевыполнить. «Мы вошли в программу финустойчивости банковского сектора по результатом AQR. По этой программе мы должны были докапитализировать банк на 3,5 млрд тенге, наши акционеры нарастили капитал на 4 млрд тенге», - пояснила Наталья Дружинина.

Учитывая, что в мире диджитализация идет ускоренными темпами, в банке решили выделить цифровой банк в отдельную организационную единицу. «Процесс формирования цифрового банка еще не закончен, мы пока завершили около 60-70% всех работ… В то же время мы не ставим перед собой цель стать полностью диджитал-банком. Для нас самое главное – чтобы наши клиенты получили те цифровые услуги, в которых они нуждаются», - пояснил Валентин Морозов.

Валентин Морозов: Думаю, наш бизнес станет более глобальным 763849 - Kapital.kz

Он добавил, что у многих казахстанцев сохраняется потребность в отделениях банка и существенно сокращать их количество банк не намерен.

«В целом снижение отделений банками – это неизбежный процесс и в Казахстане, и в мире. Но мы не будем форсировать этот процесс, так как мы продолжаем подстраиваться под наших клиентов, а они по-прежнему хотят посещать отделения. Мы занимаемся розничным бизнесом более 15 лет и все время слышим мнения, что отделений в банках скоро не будет. Но они до сих пор есть, просто их формат меняется. В отделения люди приходят в основном за консультациями, или когда есть необходимость получить или внести большие суммы наличности, поэтому пока в них есть потребность», - считает глава Евразийского банка.  

В банке подчеркивают, что COVID-19 ускорил процессы цифровизации. В прошлом году количество транзакций заметно выросло. «Эффект от цифровизации уже стал показывать результаты. В прошлом году у нас почти в два раза выросли доходы по картам. Это также положительно отразилось на доходности банка», - пояснили в фининституте.

В период коронакризиса банк фиксировал убыточный объем ликвидности. «Этот тренд прослеживался во всех банках. То есть мы все оказались в ситуации, когда есть деньги, а разместить их некуда. Поэтому мы использовали различные схемы размещения средств, это и межбанковские кредиты, и госбумаги, и ноты Нацбанка – так утилизировалась излишняя ликвидность. Грамотное управление активами и пассивами позволило нам нарастить доходы и сохранить маржинальность», - отметила Наталья Дружинина.

В банке также прокомментировали вопрос о возможном выходе на IPO. «Нам рановато на IPO – это вопрос к акционерам. Если у нас будет потребность в IPO, мы его проведем. Но пока в нем нет потребности», - отметил Валентин Морозов.

Он также ответил на вопрос, есть ли планы у банка выйти на фондовый рынок. «Как мы уже отметили, у нас избыточная ликвидность, и мы ее даже снижаем. Ближайших планов по размещению облигаций нет, в том числе среди розничных инвесторов. К тому же пока розничный фондовый рынок не так сильно развит. Думаю, что компании пойдут на облигационный рынок, когда будет спрос на бумаги со стороны розничных инвесторов – а это произойдет, когда ставки по вкладам будут ниже комфортного для вкладчиков уровня. В настоящее время массового спроса на ценные бумаги со стороны населения я не вижу», - уточнил Валентин Морозов.

В 2021 году банк намерен вывести на рынок новые цифровые продукты и сервисы, которые будут привязаны к онлайн-банкингу: карточки, кредитование под различные цели и другие розничные услуги. Корпоративный блок банка также обновляет свою онлайн-платформу. Глава финансового института не исключает, что Евразийский банк будет продавать ценные бумаги.

Партнерский материал

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.