Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) совместно с правительством разрабатывают законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищной политики и обязательной жилищной накопительной системы» и его концепцию в рамках поручения президента страны. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщили в ведомстве.
В концепции законопроекта предусмотрено наделить Отбасы банк особым статусом в развитии государственной жилищной политики, то есть вести учет, постановку и распределение жилья среди населения. По информации регулятора, рассматриваются вопросы совершенствования системы гарантирования жилищно-строительных накоплений и вывод Отбасы банка из системы гарантирования депозитов КФГД и ее замены на гарантию государства. Это не повлияет на сохранность накоплений, замена номинального гаранта на государство обеспечит полную сохранность жилищно-строительных накоплений граждан, заверили в АРРФР.
«Согласно предлагаемой редакции законопроекта, за правительством будет закреплена компетенция по установлению индикаторов финансовой устойчивости в части установления коэффициентов достаточности капитала и коэффициентов ликвидности, а также установление требований к системе управления рисками и внутреннего контроля», - отметили в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка.
За АРРФР предлагают сохранить функцию обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг Отбасы банка, предоставление в государственное кредитное бюро информации о договорах банковского займа, заключенных Отбасы банком, а также представление Отбасы банком в Нацбанк двух видов отчетности (отчет по показателям кредитного регистра и сведения для формирования обзора финансового сектора).
В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) также прокомментировали концепцию законопроекта касательно изменений в деятельности Отбасы банка.
«Нужно отметить, что в Отбасы банк в качестве национального института развития передаются государственные функции, которые выходят далеко за рамки банковской деятельности. Например, ведение и учет граждан, состоящих в Единой республиканской электронной базе очередников, ведение базы Центра обеспечения жильем, субсидирование арендных платежей арендаторов за частное арендное жилье и другие», - обратила внимание первый заместитель председателя Совета АФК Ирина Кушнарева.
При этом она уточнила, что ранее банк функционировал исключительно как жилищно-сберегательный. Если посмотреть с точки зрения модели классического жилищно-сберегательного банка, то функционал уже переданный в Отбасы банк, включая, например, роль уполномоченного оператора по использованию единовременных пенсионных выплат на лечение, и новые государственные функции по учету и распределению социального жилья также не вполне согласуются с этой моделью, пояснила замглавы АФК.
По ее словам, разграничение полномочий между банковской деятельностью (жестко регулируемой законодательством и предусмотренной банковской лицензией) и достаточно многочисленными иными операциями внутри одного института представляется достаточно сложной задачей.
«В связи с этим можно ожидать вывод такого национального института из банковского регулирования. Тогда станет логичным сокращение разрешенных банковских операций, не связанных с прямыми функциями, и прекращение обязательств по участию в системе гарантирования депозитов», - заметила Ирина Кушнарева.
Однако должны быть сохранены обязанности по передаче информации в кредитные бюро и отчетности по кредитному портфелю для качественной оценки ситуации на рынке кредитования, особенно ипотечного. В то же время для снижения концентрации и государственного присутствия на рынке ипотеки необходимо ограничение на участие госинститута в действующих рыночных ипотечных программах, уверена она.
«Для гармоничного развития финансового рынка нужно предоставить возможность гражданам, не входящим в целевые государственные программы по социальному жилью, делать жилищные сбережения и получать жилищные ипотечные займы не только в Отбасы банке, но и в банках второго уровня. Для чего также нужны изменения в Закон о жилищных сбережениях. В этом случае вклады должны покрываться гарантией КФГД, и на них должна выплачиваться государственная премия, предусмотренная Законом о жилищных сбережениях», - объяснила первый заместитель председателя Совета Ассоциации финансистов Казахстана.
За пояснениями корреспондент центра деловой информации Kapital.kz также обратился в сам Отбасы банк. На что получил следующий ответ: «Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищной политики», который будет регламентировать наш статус, еще не утвержден. Комментировать изменения дальнейшей деятельности будет возможным только после подписания данного документа».