Аналитики при формировании прогнозов на 2021 год отталкиваются от последствий пандемии, и платежный рынок не исключение. В прошлом году эксперты компании Visa констатировали несколько изменений в платежном поведении казахстанцев - количество безналичных транзакций по картам платежной системы выросло на 74%. При этом 8 из 10 транзакций казахстанцы уже совершают с использованием бесконтактных платежных инструментов. Потребители и бизнесы вряд ли вернутся к наличному расчету. Бесконтактная оплата стала особенно актуальной в условиях вспышки COVID-19, но Visa не видит предпосылок для снижения ее популярности и в постковидный период, ведь потребители на личном опыте убедились, что это более удобный, быстрый и безопасный способ оплаты.
Данные наших глобальных исследований подтверждают этот тренд: 65% потребителей отмечают, что они будут отдавать предпочтение бесконтактным платежам даже в постковидный период и только 16% могут вернуться к привычным формам платежей.
Этот год стал беспрецедентным для электронной коммерции. Мы заметили, что число пользователей онлайн-магазинов по всему миру выросло на 14%, а объемы платежей онлайн еженедельно росли со скоростью больше 20%, начиная с середины апреля. Пандемия подстегнула развитие рынка розничной электронной коммерции и в Казахстане. По данным исследования PwC Kazakhstan, за год этот сегмент вырос на 93%. Вероятнее всего, в 2021 году онлайн-торговля укрепит свои позиции. Как бизнесы, в том числе малые и средние предприятия, будут подстраиваться под меняющиеся запросы покупателей? С помощью новых технологических решений для пользователей, все более отдающих предпочтение мобильным приложениям, а также продуманной стратегии совмещения офлайн и онлайн-каналов продаж.
На фоне более активного использования платежных карт и ограничений на путешествия мы также увидим эволюцию специальных предложений для потребителей. Теперь они будут меньше предназначены для путешествий и больше – для решения повседневных задач. Так что вы не лишитесь выгодных бонусов по карте, даже если максимум ваших поездок пройдет виртуально, в пределах дома.
Рассрочка для покупателей останется по-прежнему актуальной. На фоне ускоренного перехода к цифровым оплатам мы можем добавить рассрочку к списку ожиданий потребителя как дополнительный инструмент для быстрых, гибких и удобных платежей. Принцип "купи сейчас, плати потом" был популярным среди покупателей и раньше – по данным Visa, с 2017 года объем платежей в рассрочку по всему миру ежегодно рос на 15%. Мы полагаем, что популярность данного тренда продолжит расти и в следующем году, поскольку у такого вида оплаты есть несомненный плюс для потребителя: она позволяет совершать любые покупки и гибко управлять личным бюджетом.
Онлайн-маркетплейсы — обязательные каналы продаж для малого и среднего бизнеса. Владельцы предприятий малого бизнеса всегда стремятся найти покупателей за пределами своего локального рынка, особенно сейчас, когда пандемия сильно изменила формат взаимодействия с клиентом. В 2021 году использование маркетплейсов в качестве одного из каналов продаж станет важным условием для выживания малого и среднего бизнеса. Подобные торговые площадки помогут предпринимателям не только привлечь внимание новых клиентов, но и обеспечить покупателям круглосуточный доступ к продуктам, а также предоставить новый уровень сервиса для пользователей, ориентированных на цифровые технологии.
Мошенники продолжат пытаться скомпрометировать данные потребителей, которые все чаще покупают в онлайн-магазинах. Но осуществлять свои планы им станет сложнее, так как усовершенствованные системы и инструменты безопасности будут использовать не только крупные компании, к ним начнет присматриваться малый и средний бизнес. Активный переход к онлайн-торговле станет стимулом для малых и средних предприятий, являющихся более уязвимыми из-за недостатка ресурсов на обеспечение безопасности, к внедрению современных систем, гарантирующих защиту от мошеннических действий. Оценивая перспективы 2021 года, 47% владельцев бизнеса отмечают, что технологии обеспечения безопасности платежей будут играть ведущую роль в развитии их бизнеса.
Каждый день мы становимся все ближе к безналичному будущему. Электронные деньги постепенно занимают свое место в кошельках потребителей. Мы видим этот тренд также среди наших партнеров – около трети участников программы для финтех-компаний Visa Fast Track создают продукты, в которых в той или иной степени используются электронные деньги.
Вера Платонова, старший вице-президент и генеральный менеджер Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы