USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
98347.10$
+265.700

Финорганизации оштрафованы на 127,3 млн тенге за нарушения прав потребителей

О защите прав потребителей финансовых услуг и результатах за 2020 год, рассказал Александр Терентьев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Финорганизации оштрафованы на 127,3 млн тенге за нарушения прав потребителей- Kapital.kz

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) проводит мониторинг и анализ допущенных финансовыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и применяет меры воздействия и административные взыскания.

По данным сайта www.fingramota.kz, за 2020 год в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, применено 103 рекомендательных мер надзорного реагирования, 276 письменных предписаний и 253 административных взысканий на общую сумму свыше 127,3 млн тенге.

За 2020 год в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки) за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:

94 рекомендательных мер надзорного реагирования;

4 письменных предписания;

75 административных взысканий.

Основными нарушениями стали вопросы обслуживания банковских займов и счетов клиентов, несоблюдение внутренних правил и процедур.  Банки предоставляли в кредитные бюро сведения без согласия клиента и получали кредитный отчет без согласия клиента. Банки также не указывали в рекламе номера лицензии и не указывали организацию, выдавшую ее. В рекламе, некоторые банки не называли годовую эффективную ставку вознаграждения по кредиту. Общая сумма административных взысканий в отношении банков составила 38,8 млн тенге.

За 2020 год в ходе осуществления контрольных и надзорных функций в отношении страховых (перестраховочных) организаций за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:

9 рекомендательных мер надзорного реагирования;

6 административных взысканий.

Рекомендательные меры надзорного реагирования были применены за нарушение страховщиком срока, установленного для представления потерпевшему отчета о размере вреда, причиненного транспортному средству. Страховщики не предоставляли потерпевшему отчет о размере вреда, причиненного транспортному средству, иногда составляли отчет о размере вреда без осмотра поврежденного транспортного средства. В некоторых случаях не применяли масштабную линейку при фотографировании поврежденного транспортного средства или калькуляция не соответствовала требованиям Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству.

            Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении страховых (перестраховочных) организаций составила 1,8 млн тенге за неосуществление или несвоевременную страховую выплату, а также предоставление органу государственного контроля и надзора недостоверной информации.

За 2020 год в ходе осуществления контрольных и надзорных функций при выявлении неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников ООМФД (микрофинансовая организация, кредитное товарищество, ломбард, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов) за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:

262 письменных предписания;

165 административных взысканий.

Результаты проведенного анализа показали, что ООМФДО были допущены нарушения требований Правил уведомления, Порядка заключения договора о предоставлении микрокредита и его несоответствия требованиям законодательства РК. Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении ООМФД составила 85,1 млн тенге.

«Основными нарушениями, допущенными ООМФД, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись: неуказание или недостоверное указание размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита и превышение ее предельного размера. Несвоевременное представление в кредитное бюро сведений по кредитной истории клиентов, представление которых требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В некоторых случаях ООМФД и вовсе предоставляли недостоверные сведения в кредитные бюро», - сказал Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Александр Терентьев.

В 2020 году, Агентством была проведена учетная регистрация всех небанковских субъектов кредитования. Также были усилены требования к руководящим работникам и участникам субъектов микрофинансирования, установлено поэтапное повышение требований к минимальному уставному и собственному капиталам. В целях обеспечения сохранности принимаемого в залог имущества, в отношении ломбардов установлены требования к безопасности и технической укрепленности их помещений. Дополнительно, по поручению Главы государства Агентством совместно с Генеральной прокуратурой, министерствами финансов и внутренних дел в период с апреля по август 2020 года проведена проверка деятельности ломбардов, компаний онлайн-кредитования и МФО на предмет наличия признаков финансовой пирамиды, мошенничества и незаконной банковской деятельности.

«В городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, где сконцентрировано наибольшее количество микрофинансовых организаций, проверки осуществляли Управления региональных представителей Агентства, которые совместно с надзорными и правоохранительными органами проверили 1,3 тыс. субъектов. По итогам проверок возбуждено 952 дела об административных правонарушениях с наложением штрафов на 86 млн тенге, а также применены 152 ограниченные меры воздействия в виде письменных предписаний с обязательным представлением плана мероприятий выявленных нарушений, в том числе по фактам излишне начисленного вознаграждения и неустойки (пени, штрафа)», - отметил А.Терентьев.

С 1 января 2021 года, в рамках реализации поручения Главы государства, введено лицензирование микрофинансовой деятельности. Установлены требования по выдаче, основания для отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения лицензии.

Для недопущения деятельности недобросовестных организаций, обеспечения устойчивости рынка и защиты потребителей введены повышенные требования к крупным участникам и руководящим работникам организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, включая наличие безупречной деловой репутации, отсутствие непогашенной судимости, коррупционных преступлений.

За 2020 год по итогам выявленных нарушений в отношении коллекторских агентств применено:

10 письменных предписаний;

7 административных взысканий.

Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с установлением ограничения в приеме платежей в счет погашения задолженности по займам, а также осуществлением недобросовестных действий, вводящих должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности. Коллекторами часто не осуществлялась фиксация процесса взаимодействия с должником посредством аудио-или видеотехники и не обеспечивалось хранение материалов аудиозаписи в течение шести месяцев с даты взаимодействия с должником. Некоторые коллекторские агентства не уведомляли Агентство об изменении места нахождения в необходимые сроки.

Общая сумма административных взысканий в отношении коллекторских агентств составила 1,6 млн тенге. Нарушения, допущенные коллекторскими агентствами, за которые предусмотрена административная ответственность заключались в невыполнении обязанностей, по применению ограниченной меры воздействия, а также в несоблюдении Правил осуществления коллекторской деятельности и представлении недостоверных сведений в кредитные бюро и Агентству.

Потребители финансовых услуг в случае нарушения своих прав могут обратиться в Агентство и по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства:

 - письменно в Агентство по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, Коктем 3, д.21;

- по телефонам горячей линии: +7 (727) 237 1000 (режим работы: понедельник-пятница с 9.00 до 17.00);

- посредством электронной почты: info@finreg.kz, TAL@finreg.kz;

- посредством мобильного приложения «Fingramota Online» (доступны для скачивания  в App Store, в Play Market, также доступна web-версия);

- в Управления региональных представителей Агентства (контактные данные указаны на сайте Агентства).

Для справки: Для полного обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества банковского обслуживания, предоставляемого тем или иным банком, страховыми (перестраховочными) организациями, ООМФД и коллекторскими организациями, Агентство размещает информацию о принятых мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) и санкциях (штрафах) на официальном интернет-ресурсе Агентства.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.