Снижение рисков, связанных с неопределенностью по результатам выборов в США, и сообщения об успехах вакцин против Covid-19 сформировали позитивный внешний фон в ноябре. Цены на нефть выросли. Заместитель Председателя Национального банка РК Алия Молдабекова прокомментировала как глобальная динамика на рынках повлияла на курс тенге.
- Алия Мейрбековна, в ноябре курс тенге заметно укрепился. Объясните, пожалуйста, осталась ли нефть «хэдлайнером» для тенге или были и другие факторы?
Умеренное укрепление курса тенге в ноябре произошло благодаря общему позитиву как на внешних рынках, так на внутреннем рынке.
Главные новости в ноябре, безусловно, успешные испытания вакцины против коронавируса несколькими фармацевтическими компаниями. 9 ноября появились сообщения о том, что потенциальная вакцина от коронавируса, разработанная компаниями Pfizer и BioNTech, во время испытаний показала более чем 90%-ную эффективность. Позднее, 16 ноября были опубликованы положительные результаты испытаний вакцины компании Moderna, эффективность которой составила 94,5%. На фоне ожиданий по использованию вакцин и восстановлению спроса на углеводороды нефтяные котировки выросли по итогам ноября с 37,5 до 47,6 долларов за баррель или на 27%.
Кроме того, состоявшиеся президентские выборы в США сняли некоторую напряженность среди глобальных инвесторов, что также вызвало переоценку рисков.
Разработка вакцины и исход выборов сформировали позитивный «сентимент» на мировых рынках, что привело к росту спроса на рисковые активы. Это развернуло уже начавшуюся коррекцию фондовых индексов из-за второй волны пандемии. В ноябре акции росли на всех рынках: в США индексы S&P500 и Dow Jones выросли на 10,8% и 11,8% соответственно, азиатские Nikkei 225 и Hong Kong Hang Seng на 15% и 9,3%, а европейские индексы DAX и FTSE100 на 15% и 12,4%.
Кроме цен на нефть и общего повышения риск-аппетита инвесторов на глобальных рынках, дополнительным фактором для укрепления тенге в конце месяца стала налоговая неделя. Ноябрь – налоговый месяц, и экспортеры осуществляли крупные продажи иностранной валюты для налоговых выплат.
Совокупность всех этих факторов благоприятно отразилась на динамике тенге в ноябре. Как итог, за месяц тенге окреп с 432,64 до 423,87 или на 2%.
- В ноябре большинство валют развивающихся стран показало укрепление. Продолжился ли этот тренд в декабре и как вы оцениваете перспективы дальнейшей динамики валют развивающихся рынков?
Действительно, валюты большинства развивающихся стран в ноябре росли на волне позитива. Бразильский реал окреп на 6,6%, мексиканское песо и южно-африканский ранд на 4,7%. Вместе с общим движением, поддержку некоторым валютам также оказывали локальные факторы. В России - это налоговый период, благодаря чему рубль вырос на 3,7%. В Турции, увольнение глав Центробанка и Минфина не помешало лире укрепиться на 6,2% на фоне повышения ключевой ставки на 4,75 процентных пункта до уровня 15%.
В начале декабря этот тренд продолжился, и тенге не является исключением, с начала декабря курс укрепился с 423,87 до 421,51 тенге за доллар или на 0,6%. Основная причина – положительная динамика на рынке нефти. «Ралли» на нефтяном рынке в декабре продолжилось благодаря достижению договоренности странами ОПЕК+ об умеренном темпе наращивания добычи нефти. C января 2021 года увеличение добычи составит 500 тыс. баррелей в сутки, четверть от ранее запланированных объемов, что было позитивно воспринято мировыми рынками. 4 декабря цены на нефть впервые с марта 2020 года превысили $49 за баррель.
С учетом упомянутых событий в ноябре-декабре, связанных с надеждами по поводу вакцины и восстановлению рынка нефти, многие экономисты пересматривают свои прогнозы, инвесторы делают переоценку рисков. В целом, экономисты положительно оценивают перспективы 2021 года и склоняются к сценарию постепенного восстановления мировой экономики.
Некоторые международные аналитики, такие, как Goldman Sachs и Bank of America, дают позитивные оценки на 2021 год по рынкам развивающихся стран, в том числе и тенге, учитывая ожидания по динамике фундаментальных факторов. Вместе с тем, риски, связанные с пандемией, сохраняются, по крайней мере, пока не будет подтверждена безопасная и эффективная вакцина и не будут понятны сроки массовой вакцинации.
- В предыдущие два месяца Национальным Банком проводились интервенции на фоне резкого снижения предложения валюты и низкой ликвидности. Проводились ли интервенции в течение ноября?
- В ноябре внешние и внутренние факторы складывались благоприятно для валютного рынка. Как я уже отмечала, увеличение предложения иностранной валюты обеспечивалось сезонными продажами экспортеров под налоговые выплаты. Дополнительную поддержку нацвалюте оказали продажи из Национального Фонда, а также продажа валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора на $244 млн.
В течение месяца ситуация на валютном рынке отражала влияние фундаментальных факторов. Необходимости проведения валютных интервенций не было.
- Как ситуация на внешних рынках сказалась на золотовалютных активах?
- За ноябрь согласно предварительным оценкам золотовалютные активы снизились на $1,1 млрд с $33,6 до $32,5 млрд.
Основной причиной сокращения резервов стало рекордное за последние 4 года месячное падение цен на золото с $1876 до $1772 за унцию или на 5,5%. Успехи в разработке вакцин, а также восстановление деловой активности во всем мире привели к падению спроса на золото, как на защитный актив. Портфель золота в составе ЗВР снизился за ноябрь на $1,2 млрд.
Тем не менее, в декабре цена на золото начала восстанавливаться и на сегодня достигла уровня $1870 за унцию. Одной из причин роста послужило ослабление курса доллара в преддверии нового пакета фискальных стимулов в США.
Валютная часть резервов подросла на $100 млн за счет роста корреспондентских счетов БВУ.
- Произошли ли изменения в объеме Национального фонда в ноябре?
По предварительным данным активы Национального фонда на конец ноября составили $58,0 млрд, увеличившись за месяц почти на $1,7 млрд.
Как я уже отмечала, новости об успешности вакцин, а также положительные данные в квартальной отчетности ведущих мировых компаний были позитивно восприняты участниками финансового рынка. Вследствие чего наблюдался значительный рост основных индексов акций. Так, доходность индекса глобальных акций MSCI за ноябрь составила 12,8%.
На фоне оптимизма, наблюдаемого на рынках, инвестиционный доход Национального фонда в ноябре составил $2 млрд, более $1,6 млрд из которых за счет портфеля акций. Инвестиционный доход с начала текущего года достиг почти $3 млрд.
В целях исполнения обязательств по выделению гарантированного трансферта в республиканский бюджет на сумму 230 млрд тенге, в ноябре осуществлялась продажа валютных активов Нацфонда на сумму порядка $541 млн. При этом, валютные поступления в Национальный фонд в ноябре составили $198 млн.
- Даже если не брать в расчет шок на глобальных рынках в марте текущего года, колебания тенге стали более заметными. С чем связана повышенная волатильность тенге?
- Динамика тенге отражает динамику фундаментальных факторов. Увеличение волатильности тенге соответствует повышенной волатильности на внешних рынках в условиях беспрецедентных шоков 2020 года. Так, к примеру, среднее значение индекса волатильности VIX выросло вдвое, с 15,4% в 2019 году до 30% в текущем году. Средняя дневная волатильность цен на нефть выросла с 2,1% в 2019 году до 4,3% в 2020 году.
Волатильность тенге, как объективное следствие плавающего обменного курса, обеспечивает рыночную коррекцию курса и минимизируют накопление дисбалансов в экономике. Сдерживание курса тенге от ослабления повлечет чрезмерное укрепление реального обменного курса и, соответственно, потерю конкурентоспособности отечественной экономики перед торговыми партнерами. И наоборот, препятствие укреплению национальной валюты приведет к избыточному ослаблению реального обменного курса и росту инфляционных процессов.
Обоснованная волатильность является характеристикой нормально функционирующего валютного рынка и способствует рациональному поведению рыночных игроков. Национальный Банк и впредь не будет ограничивать разумную волатильность тенге. Интервенции будут проводиться только в целях ограничения рисков для финансовой стабильности и сглаживания дестабилизирующих краткосрочных колебаний обменного курса, не имеющих под собой фундаментальной основы.