Призывы быстро и резко снижать базовую ставку вплоть до отрицательных реальных значений, то есть делать ее ниже уровня инфляции, с каждым днем звучат все громче и громче. На этой теме любят прокатиться популисты в преддверии выборов – высокая базовая ставка, а у нас в Казахстане она, к сожалению, действительно высокая, может сдерживать кредитование реального сектора экономики и как следствие – ее рост. При этом принято кивать головой на нашего соседа и главного торгового партнера Россию – где ставка значительно ниже – 4,25% против 9% в Казахстане. Реальная ставка в РК сейчас 1,9%, в РФ околонулевая из-за возросшей инфляции до 4%. Представим, что завтра Национальный банк резко снижает базовую ставку до отрицательных реальных значений.
Первыми под ударом окажутся вкладчики банков и счета ЕНПФ. Такое в Казахстане уже было, когда ставка была значительно ниже инфляции, а у фондов, тогда еще не было ЕНПФ – есть обязательства по минимальному инвестиционному доходу в размере инфляции. Таким образом создавалась опасная ситуация, когда перед фондами ставилась задача показать высокий доход при низких ставках тенговых инструментов. Не стоит забывать, что в случае если ЕНПФ не покажет доход в уровень инфляции – разница будет покрыта из бюджета, а там эти средства будут либо «напечатаны», либо взяты из Нацфонда, что только подстегнет инфляцию.
С вкладчиками банков все прозаичнее – отрицательная реальная базовая ставка обвалит проценты по депозитам. Беря во внимание, что доход по депозитам больше не будет покрывать инфляцию, вкладчики, скорее всего, такие депозиты будут либо конвертировать в валюту, чем создадут дополнительное давление на курс тенге, либо уйдут в другие инструменты, например, фондовый рынок, но учитывая низкую ставку по тенговым инструментам, вероятно, это снова будут валютные инструменты, либо просто потратят деньги, играя против национальной валюты. Ведь если твои деньги обесцениваются быстрее, чем приносят прибыль – логичнее вложить их во что-нибудь. Кроме этого, такой отток депозитов может создать проблемы для банковской системы, у которой львиная доля фондирования – это депозиты.
Подстегнет ли отрицательная реальная базовая ставка кредитование реального сектора экономики? Да, скорее всего. Но, во-первых, для этого потребуется полностью прекратить все государственные программы, которые сейчас субсидируют базовую ставку, а значит –за кредитование будут полностью отвечать банки без специальных условий и гарантий со стороны государства. Снизят ли банки проценты по коммерческим кредитам достаточно? Видимо, нет, ведь сама суть бизнеса не меняется – особенно для малого и среднего, где проблема в получении кредита – это ликвидные залоги на надежные бизнес-процессы. Процент по кредиту – не просто базовая ставка плюс какая-то маржа банка — в этой ставке заложены риски, причем, к сожалению, не только вашего бизнеса, но и всей экономики Казахстана.
Самое главное, что произойдет в случае резкого введения отрицательной реальной базовой ставки – это рост инфляции. Масса денег, которая будет снята с бесполезных депозитов, будет либо конвертирована в валюту, либо потрачена, а это подстегнет нашу импортозависимую экономику. Дополнительные вливания из бюджета для исполнения обязательств ЕНПФ – только усугубят процессы, вместо сдерживания инфляции мы получим неконтролируемый рост, подстегнутый давлением на курс тенге и ростом кредитования. Приведет ли это к буму малого и среднего бизнеса? Вряд ли...
Почему удалось России? К счастью для РФ, но, к сожалению для нас, там стали раньше задумываться о дефиците бюджета и в год перед кризисом даже получили профицитный бюджет, затянув пояса и достаточно сильно сократив расходы. Это позволило сократить инфляцию и если бы не кризисный 2020 год – она бы не превышала 2,5%, именно таковой она была в марте до начала локдаунов. В Казахстане рекордный дефицит бюджета и в ближайшие три года мы будем покрывать его из Нацфонда – это не способствует сокращению инфляции. Все, что можно сделать сейчас – затянуть пояса, попробовать сократить лишние траты из бюджета, брать меньше денег из Нацфонда, отрабатывать на 100% государственные программы и диверсифицировать экономику. Только после сокращения инфляции до коридора в 4-6% можно говорить о снижении ставки. Кстати, нейтральной реальной ставкой для Казахстана будет диапазон 3-3,7% – это соответствует долгосрочному темпу роста экономики, а значит – даже текущие 1,9% – это ниже нейтральной, то есть денежно-кредитная экономика у нас стимулирующая. Но разговоры об отрицательной реальной базовой ставке – это просто популизм, Турция уже доигралась с отрицательной ставкой, и мы все видели, к чему это привело.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане