63% малого и среднего бизнеса сконцентрировано главным образом в трех районах Алматы: Медеуском, Бостандыкском и Алмалинском. Преимущественно там создается наибольшее количество рабочих мест и отмечаются значительные налоговые поступления, рассказал в интервью корреспонденту «Капитал.kz» заместитель председателя правления Almaty Finance Зангар Салимбаев. Такой экономический дисбаланс является одной из системных проблем мегаполиса.
«Чтобы решить эту проблему и развивать город сбалансированно, мы нацелены главным образом финансировать проекты, которые дислоцируются не в центральных районах», – пояснил он.
ТОО Almaty Finance является кредитной организацией, созданной акиматом Алматы, предоставляющей финансирование субъектам частного предпринимательства в рамках государственной программы «Алматы бизнес-2025». Сколько проектов МСБ уже удалось рассмотреть? Как отслеживается их эффективность и какие меры будут применяться к «неокупаемым» предприятиям? Об этом Зангар Салимбаев рассказал во время беседы.
- Зангар, сколько проектов и на какую сумму было профинансировано с начала деятельности Almaty Financе? Когда был выдан первый транш?
- В конце октября прошлого года наша организация получила первое финансирование, первый кредит в сумме 37 млн тенге мы выдали 27 декабря.
На сегодняшний день профинансировано 17 проектов в различных отраслях, в том числе в сфере фармацевтики, обрабатывающей промышленности, металлообработки, производства гигиенических средств и канцелярских товаров и т.д., на общую сумму 5,4 млрд тенге. До конца года ожидаем дополнительную капитализацию в размере 5 млрд тенге, которые также будут направлены на кредитование МСБ.
Хотелось бы отметить, что мы поддерживаем проекты, имеющие потенциал. При этом я считаю, что в Алматы очень много талантливых людей, готовых реализовать свой стартап-проект. Однако многие из них не смогут получить финансирование в БВУ, ведь им не интересны стартап-проекты, даже при наличии залогового обеспечения.
В то же время если таким предпринимателям дать поддержку, то в последующем мы взрастим целый пласт бизнесменов, которые перестанут нуждаться в нашем финансировании. В дальнейшем они уже смогут пойти в банк и получить более значительные суммы по республиканским программам, чтобы продолжить развивать свое дело.
- Расскажите о ваших условиях финансирования и требованиях, предъявляемых к заемщикам.
- На сегодня у нас действуют две ставки вознаграждения: 2% – для тех, кто реализует бизнес в промышленном парке с максимальной суммой займа 70 млн тенге; и 6% – с лимитом кредитования до 500 млн тенге.
Финансирование выделяется как для пополнения оборотных средств, так и на инвестиционные цели. Срок кредитования – до 7 лет. Заем выдается исключительно в тенге и не предусматривает скрытых комиссий.
Однако если для реализации проекта в промышленном парке необходимо более 70 млн тенге, мы готовы до 70 млн тенге (в пределах лимита) профинансировать под 2% и свыше этой суммы под 6%. Тогда средневзвешенная ставка кредита складывается на уровне где-то 4,8%.
Подчеркну, что мы не субсидируем ставку, у нас не предусмотрено никаких скрытых комиссий, например, за обналичивание средств или рассмотрение заявки. Кроме того, мы не принуждаем никого страховать залоговое имущество.
Так как мы действуем в рамках программы «Алматы-бизнес-2025» и нашим единственным источником финансирования является местный бюджет, то при рассмотрении заявки главное условие, которое мы предъявляем к заемщику – его бизнес должен быть зарегистрирован в Алматы. Это предполагает, что налоговые отчисления будут осуществляться в местную казну, соответственно и рабочие места должны создаваться тоже по месту нахождения субъекта.
Разумеется, проект должен быть действительно реализуемым, чтобы предприниматель мог не только обслуживать кредит, но и дальше развиваться.
Конечно, к нам приходят разные люди, в том числе и те, кто хочет просто так получить дешевый кредит, но мы их сразу выявляем.
- Как быстро рассматриваются заявки на получение кредита? Отличается ли ваш пакет документов от банковского?
- Пакет документов у нас стандартный наравне с банками, потому что большая часть документации зарегулирована законодательством.
Если бизнесмен приносит нам полный пакет документов, то срок рассмотрения заявки не превышает 11 дней.
- В рамках поручения правительства предоставляли ли вы отсрочку своим клиентам на время карантина?
- По тем проектам, которые были профинансированы в начале года и их запуск пришелся на период карантина, мы по умолчанию предоставили отсрочку с пролонгированием графика погашения.
Кроме того, не касаясь ситуации, связанной с коронавирусом, в зависимости от проекта нашими условиями предусматривается предоставление отсрочки платежей. Это делается для того, чтобы помочь бизнесу на старте. Мы понимаем, что в начале деятельности предпринимателю нужно запустить целый производственный цикл – закупить сырье, выпустить первую партию товара, опробовать ее, обучить персонал и т.п. Конечно, если он до этого занимался производством, это уже другой вопрос, он к отсрочке не имеет отношения.
- Выходил ли уже кто-то из ваших заемщиков на просрочку? Отслеживаете ли вы в этой связи эффективность проектов?
- На сегодняшний день просрочек нет. Мы пока не можем отследить эффективную платежную дисциплину заемщиков по нашим займам, так как история обслуживания короткая. Между тем отсрочку нашим клиентам мы предоставляли не из-за того что у кого-то из них возникли проблема, а с целью именно поддержать бизнес. Такая практика использовалась повсеместно.
О том, есть ли проекты, которые не окупаются и не приносят запланированную прибыль, мы поймем наверное только спустя год, когда предприниматели наладят бизнес-процессы, начнут привыкать работать в новой реальности. При этом мы готовы пойти дальше и рассмотреть, в чем все-таки состоит проблема бизнеса – в производстве некачественной продукции, неконкурентоспособности или неправильно составленном маркетинговом плане. Кстати, сегодня основная проблема многих компаний как раз и состоит в неотлаженной работе маркетингового отдела, в том числе связанной с реализацией готовой продукции.
Вообще, чтобы отследить эффективность рассмотренных проектов, наша организация проводит текущий мониторинг деятельности предприятий уже спустя три месяца после выдачи займа, а через полгода делает расширенную проверку. Для этого специалисты Almaty Financе выезжают непосредственно на место и досконально изучают ситуацию. Опять же, если мы замечаем какие-то трудности в работе бизнеса, то совместно с центром обслуживания предпринимателей Qoldaý стараемся разобраться и помочь нашим клиентам преодолеть их.
- Займы, выданные Almaty Financе, попадают в базу данных кредитного бюро?
- Да, закон нас обязывает сотрудничать с Государственным кредитным бюро (ГКБ), поэтому все наши кредиты вносятся в базу данных ГКБ, также оттуда мы получаем информацию о текущих и будущих заемщиках. С Первым кредитным бюро (ПКБ) мы пока не работаем, но я думаю, что это нам еще предстоит.
- Сколько людей на сегодняшний день у вас в штате?
- Пока 15 человек. Среди них кредитные администраторы, залоговики, рисковики, юристы, бухгалтеры и сотрудники, отвечающие за безопасность.
- Сколько заявок на кредитование сейчас находятся на рассмотрении?
- 18 заявок на 2 млрд тенге, в том числе по трем мы открыли дополнительный лимит на кредитование.
Стоит обратить внимание, что мы практикуем поэтапное финансирование – траншами. Это выгодно как самому заемщику, так и нам. Нам – с точки зрения исполняет ли он условия, заемщику – потому что, во-первых, ему не начисляются проценты, во-вторых, он знает, что за ним зарезервирована определенная сумма, которую можно взять в любой момент. При этом он сохраняет свои предпринимательские риски.
Остальные 15 заявок – это новые проекты, в том числе запускаемые на территории промышленного парка.
- Что касается непосредственно финансовой деятельности Almaty Financе, хотелось бы узнать, ожидает ли ваша организация получить по итогам года какую-то прибыль?
- Несмотря на то что первый год является самым сложным для любой компании, я полагаю, что мы его закроем с положительным результатом. Вместе с тем мы понимаем, что у нас социальное направление, нашим акционером является акимат, поэтому не задаемся целью получить какую-либо высокую коммерческую прибыль.
Наша основная задача на сегодня – поддержать малый и средний бизнес, стимулировать производство отечественной продукции, способствовать созданию новых рабочих мест, а также увеличить объемы налоговых платежей в местный бюджет. Думаю, что через два или три года мы уже сможем увидеть эффект от тех проектов, которые мы профинансировали, в части вышеперечисленных показателей.
- Не рассматриваете ли вы дополнительные источники фондирования, кроме местного бюджета?
- У нас есть задумки по этому поводу. Тем не менее все зависит от того, сможем ли мы правильно структурировать сделку, чтобы в итоге не пострадал наш конечный заемщик. Либо как вариант на часть своего портфеля в рамках привлекаемого финансирования установить ставку выше текущих, чтобы кредитовать традиционный бизнес.
Мы посчитали, что на обслуживание займа у нас уходит порядка 2-2,8%. Риски невозврата складываются примерно в 2%. Помимо этого, за привлечение капитала нам тоже нужно платить вознаграждение. В свою очередь, если мы будем привлекать финансирование через выпуск коротких муниципальных облигаций, тогда можно предположить что конечная стоимость денег, которую мы сможем предложить нашим потребителям, сложится на уровне 6%. Пока такой вариант фондирования мы только обсуждаем.