В период пандемии, на фоне введенного карантина и закрытия многих торговых и развлекательных объектов, брать кредиты стало меньшее число казахстанцев. Однако средний чек таких займов наоборот увеличился более чем на 50% по сравнению с 2019 годом.
По данным ресурса Ranking.kz, по итогам первого квартала текущего года ссудный портфель казахстанских МФО составил 316,1 млрд тенге. Для сравнения: это на 35,6% больше аналогичного показателя прошлого года. Как отмечается, за последние пять лет ссудный портфель МФО демонстрирует рост в среднем на 49,3% в год.
Большая часть этого ссудного портфеля приходится на пять крупнейших казахстанских МФО: KMF (132 млрд тенге), «Тойота Файнаншл Сервисез Казахстан» (57,7 млрд тенге), Solva (25,2 млрд тенге), «Арнур Кредит» (18,4 млрд) и «Ырыс» (8 млрд).
Несмотря на рост ссудного портфеля, количественно число выданных в период пандемии кредитов сократилось практически во всех регионах страны. По данным МФО Solva, специализирующейся на выдаче кредитов онлайн, наиболее сильно количество выданных займов по состоянию за март, апрель и май текущего года сократилось в Северо-Казахстанской и Павлодарской областях, а также в Нур-Султане. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года число займов уменьшилось здесь на 48,68%, 33,56% и 39,74% соответственно.
В то же время в ряде регионов наоборот произошел настоящий всплеск интереса к потребительскому кредитованию. Как отмечает микрофинансовая компания, в Туркестанской области число выданных кредитов в период пандемии выросло на 62,73%, в Восточно-Казахстанской – на 56,44%, в Шымкенте – на 40,85%.
Примечательно, что, несмотря на снижение общего количества выданных кредитов во многих регионах Казахстана, средний чек таких займов вырос. Так, в Алматинской области рост среднего чека составил 40,54%, в Туркестанской – 43,75%, в Алматы – 44,92%, в Западно-Казахстанской области – 59,72%, в Актюбинской области – 52,88%, в Шымкенте – рекордные 76,68%.
В качестве цели получения кредита заемщики указывают широкий круг приобретений, но в период карантина превалировали крупные покупки (16%), ремонт недвижимости (25%), развитие бизнеса (25%), а также покупка бытовой и цифровой техники (34%). Последнее, очевидно, было напрямую связано с возросшим спросом на компьютеры и ноутбуки для удаленной работы и учебы весной этого года.
Значительные изменения произошли и в портрете заемщика. Так, доля традиционных клиентов МФО в лице наемных работников различных компаний, а также индивидуальных предпринимателей среди заемщиков, оформивших кредит в марте, апреле или мае, значительно снизилась (на 48,72% и 52,35% соответственно).
В гендерном разрезе картина изменилась не так существенно: как и прежде, среди основной категории заемщиков МФО – женщины (67%). Как правило, они оформляют кредиты на ремонт, лечение и приобретение подарков. Мужчин меньше (33%), но оформляемые ими займы могут быть больше по сумме, например, на бизнес-цели, либо эти кредиты используются для приобретения такой цифровой техники, как ноутбук или смартфон.
Очевидно, что по мере того, как карантинные ограничения будут поэтапно сниматься и экономика вернется к своему нормальному состоянию, число выданных кредитов вновь начнет расти и во всех остальных регионах Казахстана. Интерес к финансовым продуктам МФО подтверждает и то, что по темпам роста рынок МФО опережает все другие сегменты финансового сектора страны.
Благодаря тому, что в целом МФО ориентированы на такие социальные группы, как сельские жители, индивидуальные предприниматели и работники бюджетных организаций, которые не всегда могут иметь доступ к банковским продуктам, они выполняют важную функцию удовлетворения спроса в этом сегменте. А учитывая, что микрокредит можно оформить в электронном виде при помощи лишь ЭЦП и мобильного телефона, это еще больше увеличивает доступность таких кредитов и будет способствовать дальнейшему росту ссудного портфеля МФО в будущем.
Далида
Давлятшина, операционный директор IDF Eurasia в Казахстане