USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97055.90$
-23.600

Какими будут комиссии на эквайринг в Казахстане?

Банки сокращают бонусные программы в результате снижения доходов от эквайринга

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какими будут комиссии на эквайринг в Казахстане?- Kapital.kz

10 августа Центробанк России отменил ограничения на размер эквайринговых комиссий для интернет-торговли и медицинских услуг.

Эквайринговая комиссия – это плата банку за прием оплаты по картам от торговых организаций. В начале пандемии российский Центробанк решил поддержать сферу интернет-торговли и медицинских услуг и снизил предельный размер эквайринговых комиссий для предприятий из этих отраслей до 1%. Ранее комиссии составляли от 1,2% до 2,2%.

Эта мера должна была, во-первых, стимулировать развитие онлайн-торговли, во-вторых, помочь предприятиям сократить издержки и сдерживать цены на товары и услуги для населения. В действительности онлайн-торговля на карантине и без этого показала взрывной рост. А цены на товары и услуги первой необходимости выросли, несмотря на снижение эквайринговых комиссий.

Российские банки, чтобы компенсировать потери от снижения комиссионных поступлений, начали сокращать бонусы и кешбэки для клиентов и повышать стоимость выпуска карт. В итоге рядовые потребители проиграли дважды – от повышения цен на товары и услуги и от сокращения кешбэков и бонусов.

Изначально Центробанк планировал, что ограничение будет действовать до 30 сентября. Ассоциация банков России еще в мае обратилась к регулятору с просьбой отменить ограничение комиссии за эквайринг. Эксперты Ассоциации указали на то, что банкам стало невыгодно развивать рынок безналичных платежей.

В итоге Центробанк принял решение отменить ограничение эквайринговых комиссий раньше запланированного срока.

В Казахстане подобное ограничение действует с 1 мая 2020 года. В среднем комиссия снижена с 2 и 3% до 1,5% для организаций из таких социально значимых отраслей, как образование, медицинские услуги, аптеки, городские парковки, платные дороги, сельскохозяйственные сервисы, сделки с недвижимостью. В том числе 1% - это плата за услуги международных платежных систем (Visa, Mastercard) и 0,5% - плата за организацию платежа казахстанскими банками.

По мнению экспертов, эквайринговую комиссию должен определять сам рынок. А роль государства в том, чтобы создавать условия для здоровой рыночной конкуренции. «Комиссия должна снижаться в результате конкуренции платежных систем, ускорения цифровизации, создания возможностей для безналичной оплаты в регионах, в отдаленных районах РК. Банки не должны работать себе в убыток. Если государство заставляет их снижать комиссионный доход от платежей, то банки просто перераспределят упущенный доход на другие продукты и услуги», - отмечает генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.

Казахстанские банки, как и российские, финансировали свои программы лояльности для клиентов в основном за счет доходов от эквайринга. После того как эти доходы сократились, крупные банки уменьшили размеры бонусов клиентам за использование карточек.

«Размер комиссии берется не с потолка. Это стоимость услуги, которая формируется на рыночной основе. Когда мы административным путем вмешиваемся и устанавливаем нерыночную цену, система перестает нормально работать. Что сейчас и происходит. Банки просто снижают кешбэки, которые раньше они платили клиентам за счет доходов от эквайринга. Это большой минус для дальнейшего развития безналичных платежей», - считает аналитик Арман Бейсембаев.

Государство, уменьшая комиссию на эквайринг, стремилось поддержать бизнес в период пандемии. Но, по словам экспертов, это попытка косметическим путем решить капитальную проблему.

«Раньше некоторые предприниматели платили 2,5% с каждого платежа, теперь – 1,5%, - говорит Арман Бейсембаев. - И что? Все бросились развивать платежи по картам? Стали снижать цены на свои товары и услуги? Нет, потому что проблема не в эквайринге, а гораздо глубже. У нас есть системные налоговые и административные барьеры в развитии бизнеса. Вместо того, чтобы устранять эти барьеры и реально помогать предпринимателям выжить, государство пытается решить проблему косметическими средствами. Снижение эквайринговых комиссий выглядит красиво. На деле это абсолютно популистская мера с сомнительным результатом».

«Снижение эквайринговой комиссии, конечно, уменьшает издержки предпринимателей. Но стоит учесть, что размер этой комиссии, как и размер ее снижения, занимает очень небольшую долю в расходах, поэтому серьезного влияния на бизнес это не оказывает. Тем более инициатива по сжатию комиссии не повлекла снижения цен на товары и услуги. Долгосрочные меры, которые могут способствовать удешевлению товаров, включают стимулирование конкуренции, устранение из цепочек поставок искусственных посредников, антимонопольная политика и устранение административных, коррупционных издержек бизнеса», - уверен Мурат Кастаев.

Между тем в российском рейтинговом агентстве АКРА оценивают эту меру более оптимистично. «В пресс-релизе казахстанского регулятора говорится, что Visa и Mastercard снизили ставку межбанковской комиссии для казахстанских банков в два раза - до 1%, в фармацевтическом сегменте – до 1,3%. Если это действительно так, то уменьшение нагрузки на бизнес, тем более в текущих непростых условиях, выглядит вполне оправданным», - отмечает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.

При этом российский эксперт согласен с казахстанскими аналитиками в том, что у банков из-за снижения комиссии по эквайрингу сократятся ресурсы для развития программ лояльности для клиентов. «Насколько критичным будет это сокращение для развития сегмента розничных безналичных платежей, пока непонятно. Поскольку Нацбанк РК в продвижении этой инициативы учитывал интересы банков второго уровня, полагаю, что вопрос этот однозначно с ними обсуждался. Как именно эта выгода будет перераспределяться между потребителями и продавцами, будет зависеть от множества рыночных факторов», - считает Сурен Асатуров.

Мурат Кастаев уверен, что по мере развития платежных сервисов комиссия снизится естественным рыночным путем.

«Технологии развиваются в сторону подтверждения оплаты через СМС-сообщения, сканирование QR-кодов. Поэтому предположу, что вскоре платежные карточки перестанут быть необходимостью и постепенно уйдут в прошлое. Соответственно, банкам и бизнесу не нужно будет нести расходы на приобретение и обслуживание платежных терминалов, платежи будут осуществляться через смартфоны. В результате эквайринговая комиссия будет снижаться пропорционально удешевлению и упрощению платежных процессов. И снова это будет результатом внедрения новых технологий и здоровой конкуренции между банками. Поэтому вмешиваться государству в этот процесс не стоит».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.