Мировая банковская система сегодня находится в гораздо более прочном положении, чем во время финансового кризиса 2008 года. Однако по мере того как острые проблемы ликвидности сменяются проблемами структурной платежеспособности, дефолты по долгу будут возрастать и давление на банковскую систему усилится, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на статью Всемирного банка.
Авторы обзора - финансовый советник и директор Департамента валютного рынка и рынков капитала МВФ Тобиас Адриан и вице-президент по справедливому росту, финансам и институтам Группы Всемирного банка Джейла Пазарбазиолу - не исключают вероятность возникновения дополнительных неблагоприятных шоков для экономики и финсектора.
«Сохраняющаяся неопределенность в отношении окончательной продолжительности и воздействия шоков создает серьезные проблемы для органов банковского надзора», - отмечают международные эксперты, добавляя, что эти проблемы требуют решительных действий.
Для оказания незамедлительной помощи пострадавшим заемщикам и поддержания адекватной ликвидности в финансовой системе многие национальные органы приняли меры поддержки, такие как отсрочка погашения долга, пакеты стимулов и кредитные гарантии, констатируют Тобиас Адриан и Джейла Пазарбазиолу.
Наряду с этим надзорные органы играли неотъемлемую роль в этих ответных мерах политики. Опираясь на руководящие принципы организаций, устанавливающих стандарты, многие регуляторы осуществили широкий спектр мер вмешательства в финансовом секторе. «Эти меры ставят целью использовать имеющийся банковский капитал и буферные резервы ликвидности, обеспечивают ясность в отношении регулятивного режима, способствуют прозрачности баланса и поддерживают непрерывность операционной и коммерческой деятельности банков, а также платежных систем», - обозначают авторы статьи.
Эксперты дали девять рекомендаций органам банковского надзора, которые помогут удовлетворить «насущные потребности реальной экономики при обеспечении финансовой стабильности».
Во-первых, использовать гибкость нормативно-правовой и надзорной основы, поддерживая при этом минимальные пруденциальные стандарты и обеспечивая соответствие международным стандартам.
Во-вторых, содействовать тщательно проработанным мероприятиям государственной и частной поддержки, ориентированным на пострадавших заемщиков и отрасли.
В-третьих, свести к минимуму возможности для морального риска и сохранять приверженность разумной практике управления кредитным риском, одновременно способствуя эффективному распределению новых кредитов.
В-четвертых, предоставлять руководство по классификации активов и созданию резервов на покрытие возможных убытков, основываясь на рекомендациях организаций, устанавливающих стандарты, и воздерживаться от смягчения регулятивного определения открытых позиций по необслуживаемым кредитам.
В-пятых, поддерживать прозрачность и предоставлять дополнительное руководство по раскрытию информации о рисках.
В-шестых, приостановить автоматическое действие механизмов корректирующих надзорных мер в отношении чрезвычайных обстоятельств текущей пандемии.
В-седьмых, пересмотреть приоритеты надзора и поддерживать тесный диалог с банковским сектором.
В-восьмых, активно координировать работу с коллегами по надзору на национальном и международном уровне.
В-девятых, обеспечить бесперебойное функционирование важнейших рыночных инфраструктур.
Тобиас Адриан и Джейла Пазарбазиолу объясняют, что данные меры призваны
поощрять национальные органы власти использовать гибкость, присущую основам
регулирования, надзора и учета, при одновременном соблюдении согласованных на
международном уровне минимальных стандартов регулирования и принципов надзора.
«Отказ от таких принципов мог бы посеять семена будущих рисков, которые
потенциально могут подорвать среднесрочную устойчивость и здоровое состояние
банковской системы», - замечают они.
Эксперты добавляют, что особая бдительность необходима в отношении мер, которые не соответствуют согласованным на международном уровне основам.
Действительно, некоторые развивающиеся страны имеют в своем распоряжении
меньше механизмов из-за ограниченных буферных резервов политики, более
слабого потенциала реализации и менее тщательно проработанных
нормативно-правовых основ.
«Эти риски
ставят под угрозу некоторые с трудом завоеванные достижения в области
регулирования и надзора в развивающихся странах, которые лежат в основе финансовой
стабильности», - отмечают авторы статьи.
Они обращают внимание, что роль банковского надзора никогда еще не была столь важной. Таким образом, описываемые экспертами рекомендации направлены на то, чтобы обеспечить прозрачное поддержание и контроль критических показателей здорового состояния банковской системы. «Это поможет свести к минимуму риски разрушительного финансового кризиса, который усугубил бы основные экономические издержки пандемии», - заключают Тобиас Адриан и Джейла Пазарбазиолу.