В апреле на фоне режима чрезвычайного положения в стране и карантина в крупных городах возникли сложности у клиентов Tengri Bank со снятием наличных и другими операциями. 16 апреля во время онлайн-брифинга первый заместитель председателя Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков сказал - «нет никакого решения или факта того, что Тengri Bank обанкротился». При этом отметил, что поддерживать банк – задача акционера, а регулятор в случае необходимости готов принять надзорные меры. Спустя неделю, 22 апреля, Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка сообщило, что проводится внеплановая проверка по вопросам, которые поступают от клиентов банка, а в адрес крупного акционера Punjab National Bank (PNB) направлено требование до 30 апреля увеличить капитализацию банка.
О том, какие меры предпринимает сам банк, когда решатся проблемы клиентов, и о перспективах развития корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал председатель правления АО «Tengri Bank» Паван Сингх.
- Ваш банк сейчас переживает непростой период из-за снижения ликвидности. Каковы причины ее снижения?
- Снижение связано, во-первых, с несвоевременной выплатой сомнительных кредитов и, во-вторых, с переносом выплаты основного долга и вознаграждения по текущим кредитам в результате введения режима чрезвычайного положения в стране в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Таким образом, мы вынуждены были поставить лимиты на снятие денежных средств. Мы видим, что клиенты какое-то время снимали деньги в рамках лимита и сейчас не могут снять даже это. Возникшая проблема связана с ограничительными мерами на наши корреспондентские счета, которые открыты в других банках-партнерах, но сейчас мы нашли решение, и уже сейчас можно снимать деньги в рамках лимита. Мы рассматриваем в ближайшее время снятие всего лимита по карточкам в течение 7-10 дней. Поэтому просим клиентов отнестись с пониманием и поддержать банк в сложный период.
- Какие меры принимаете для выхода из сложившейся ситуации?
- На сегодня акционеры банка, в том числе Punjab National Bank, при поддержке Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка слаженно принимают активное участие в процессе урегулирования ситуации с ликвидностью для дальнейшего стабильного и устойчивого развития банка как в условиях чрезвычайного положения, так и в дальнейшем после нормализации ситуации.
По инициативе Punjab National Bank принято решение о привлечении консультационного агентства из "большой четверки", в течение месяца будет подготовлен отчет, по итогам которого будет подготовлен план по стабилизации деятельности банка. Также банком разработана и направлена на согласование в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка стратегия восстановления финансовых показателей. Стратегия содержит план действий, направленных на улучшение коэффициентов ликвидности, качества ссудного портфеля, рентабельности и получения профицита.
Необходимо отметить, что банк уделяет большое внимание работе по возврату проблемной задолженности, взысканию и реализации залогового имущества, что требует значительных организационных и материальных затрат. В случае заинтересованности наши клиенты могут ознакомиться с перечнем движимого и недвижимого имущества и приобрести его с хорошим дисконтом. Также в рамках проводимой работы по возврату активов правоохранительными органами Казахстана были возбуждены несколько уголовных дел. В настоящее время по данным делам ведутся соответствующие следственные мероприятия, комментировать которые мы сейчас не можем.
- Международное рейтинговое агентство Moody's в своем последнем отчете касательно пересмотра рейтинга отметило, что стратегический инвестор Punjab National Bank в настоящее время не имеет представителя в совете директоров банка, что создает неопределенность относительно его способности быстро реагировать на вызовы. Как вы это прокомментируете?
- Выход из состава совета директоров Лавлин Мальхотры связан с достижением его пенсионного возраста. В совете директоров банка присутствует независимый директор Субхаш Калиа, что является нормой мировой практики менеджмента. В банке интересы Punjab National Bank в настоящее время представляю я. Punjab National Bank уже согласовал кандидатуру нового члена совета директоров, и он будет назначен на внеочередном общем собрании акционеров. Ранее банк планировал провести внеочередное собрание акционеров 17 апреля, на котором должен был обсуждаться вопрос о назначении нового состава совета директоров, но в связи с карантинными мероприятиями во всем мире, направленными на недопущение распространения коронавирусной инфекции, совет директоров банка принял решение о переносе внеочередного общего собрания акционеров на 15 мая.
- В банке работает колл-центр? Клиенты могут к вам обратиться?
- Колл-центр работает в штатном режиме, все звонки обрабатываются нашими операторами, если клиент не дождался ответа оператора, то ему перезванивают. Мы знаем, что были неотвеченные звонки, это связано в первую очередь с мерами по ограничению передвижения в городе, многие наши операторы живут за городом, этот вопрос мы решили, предоставив им бесплатное жилье в городе. Были и технические моменты из-за удаленной работы технических специалистов, были сложности с оперативным реагированием, на данный момент этот вопрос тоже решен.
- Что вы думаете о предложении клиентов создать рабочую группу по защите прав вкладчиков?
- В первую очередь мы просим прощения у клиентов, которых подвели. Сейчас трудно говорить о доверии, ведь настоящее доверие сложно заслужить. Мы открыты обсуждать любые возможности по разрешению ситуации в положительную сторону. Мы усердно днем и ночью работаем, чтобы наши клиенты получили свои денежные средства своевременно.