Новый финрегулятор должен усилить надзорные функции с учетом AQR и развивать финансовый рынок, в том числе в соответствии с лучшими мировыми практиками. Насколько эти методы применимы к казахстанской банковской системе, чего ожидает Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) от оценки качества активов БВУ, а также в каких областях регулятор уполномочен использовать мотивированное суждение? На вопросы корреспондента «Капитал.kz» ответили в пресс-службе АРРФР.
- С начала прошлого года Национальный банк РК ввел риск-ориентированный надзор (РОН) банковского сектора. Тем не менее за целый год регулятор ни разу не информировал о реализованных мерах в рамках РОН. С чем это связано? И каких областей коснулись изменения надзорных подходов?
- В рамках усиления регуляторного и надзорного мандата с 1 января 2019 года введен надзор на основе рисков, в том числе право уполномоченного органа применять надзорные суждения.
Так, с учетом международного опыта и рисков, выявленных в деятельности банков, регулятор уполномочен использовать мотивированное суждение в следующих областях: согласование менеджмента и акционеров; определение лиц, связанных с банком особыми отношениями; оценка адекватности созданных провизий (резервов); оценка систем управления рисками и внутреннего контроля. Данный подход позволяет выявлять существенные риски банков на ранних стадиях.
Также изменения надзорных подходов регулятора коснулись качественной оценки банков и системы надзорного реагирования. В этой связи новые подходы выстроены на базе методологии Supervisory review and evaluation process (SREP), которая использует полный инструментарий надзорной практики регулятора и обеспечивает эффективный риск-ориентированный подход в надзоре для регулятора.
В 2019 году первая оценка банков была проведена в соответствии с методологией SREP.
В последующем результаты оценки банков будут использованы для совершенствования внутреннего надзорного процесса, калибровки методологии SREP, разработки детальной методики и рекомендаций для кураторов банков.
Возможности, которые дает риск-ориентированный надзор, легли в основу надзорного процесса, и регулятор использует их в повседневной практике, в том числе при осуществлении SREP и оценки качества активов AQR. При этом планируется его дальнейшее совершенствование.
Касательно того, какие меры и мероприятия были реализованы в рамках РОН, сообщаем, что данная информация не является публичной, поскольку эти вопросы относятся к сфере взаимодействия финансового регулятора и БВУ.
- Оценка качества активов 14 крупнейших банков проведена совместно с международным консультантом и независимыми аудиторскими компаниями в соответствии с методологией ЕЦБ. Насколько такого рода общепринятые мировые практики коррелируют с реалиями отечественного банковского сектора?
- Да, изучение состояния казахстанского банковского сектора проведено в соответствии с методологией Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), которая гарантирует соблюдение единых международных стандартов качества и обеспечивает доверие к результатам программы со стороны международного сообщества.
При этом необходимо отметить, что данная методология скорректирована с учетом специфики законодательства Казахстана и бизнес-процессов отечественных банков, но при этом сохраняя уровень консервативности ЕЦБ.
В то же время в 2020 году Агентством продолжится работа по совершенствованию подходов риск-ориентированного надзора. В частности, по следующим направлениям: политика надзора, обеспечение эффективности пруденциального надзора, синергия микро- и макропруденциального регулирования.
Следует подчеркнуть, что надзор будет сконцентрирован на наиболее высоких рисках банков с применением интенсивного мониторинга и проверок для поддержания капитала выше, чем минимальные требования.
Кроме того, надзор на «forward-looking» основе дополнится мотивированным суждением, непрерывной оценкой внутренних рисков, влиянием макропруденциальных и макроэкономических рисков, а также с учетом превентивности надзорных мер.
- Какой эффект ожидает регулятор от оценки качества активов? И вправе ли БВУ оспаривать итоги AQR?
- По итогам AQR Агентство сформирует полное представление о реальном положении дел в банковском секторе и сможет более предметно подойти к урегулированию выявленных в ходе программы недостатков.
Вместе с тем ожидается совершенствование действующих бизнес-процессов банков согласно лучшей мировой практике, активизация кредитования реальной экономики и улучшение качества предоставляемых услуг для населения страны. Помимо этого, за счет повышения прозрачности финансового сектора для потенциальных инвесторов прогнозируется и улучшение инвестиционного климата в целом по Казахстану.
Однако уже в процессе проверки многие банки-участники приняли во внимание наблюдаемые результаты и предприняли меры для улучшения качества портфеля, а также начали работу по совершенствованию политик и процессов, данных и систем для соответствия требованиям методологии AQR.
На данный момент Агентство проводит анализ индивидуальных результатов банков, а также обсуждение с банками отдельных выводов.