Нас ждет либерализация рынка ценных бумаг. Недавно Национальный банк РК представил проект постановления, которое предполагает значительные изменения, и не все из них, к сожалению, положительные. Мы попытались разобраться, что ждет брокеров и трейдеров, если постановление будет принято в таком виде и кому от этого станет жить чуть сложнее.
Нацбанк часто говорит в публичном пространстве о либерализации рынка ценных бумаг. Действительно, текущая нормативно-правовая база постоянно испытывает изменения, которые в итоге привели к ситуации, когда содержать бизнес, связанный с деятельностью на казахстанском рынке ценных бумаг, экономически бессмысленно, попросту говоря – рынок скорее мёртв, чем жив, основные игроки это понимают и даже пытаются что-то сделать для его оживления.
Если Казахстан хочет сохранить и дальше развивать инструмент по эффективному перераспределению капитала в экономике, а таким инструментом, конечно же, выступают фондовый и долговой рынки, то есть смысл развернуть законодательство не в репрессивное, а в бизнес-ориентированное русло. К сожалению, в проекте постановления правления Национального банка Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования рынка ценных бумаг» есть достаточное количество противоречивых пунктов. И назвать их либерализацией можно с очень большой натяжкой и грустной улыбкой.
Проект предусматривает запрет на совмещение должностей работников брокерской компании, включая, например, уборщиц и программистов, которые априори работают на нескольких работодателей (тут еще и Налоговый кодекс со своими ограничениями на внештатных сотрудников), не выглядит либеральной мерой регулирования. Какие здесь увидел риски регулятор, неясно, но забот и затрат брокерам это явно добавит. Конечно, там, где может случиться конфликт интересов, например, ключевые должности в руководстве торговыми подразделениями, подразделениями, вовлеченными в андеррайтинг, совмещаться не должны, но грести под одну гребенку всех – неразумно.
Нацбанк предлагает перевести общение брокеров с клиентами, используя исключительно корпоративную связь – с одной стороны, понятная забота регулятора об обеспечении контроля той самой связи, однако клиенты часто предпочитают звонить на личный сотовый номер сотрудника или вести с ним переписку в чате. Теперь на это нужно наложить табу. Захотел, например, клиент в нерабочее время позвонить и обсудить последнюю горячую новость и как она повлияет на фондовый рынок, на сотовый телефон своего консультанта, а он ему ответить не может. Покупать всем сотрудникам «вторые» корпоративные сотовые телефоны и номера будет, конечно, решением, но опять же это затраты денег и времени. Здесь есть смысл обозначить перечень информации, который может передаваться по корпоративным средствам связи, например всю информацию, связанную с персональными данными. Консультации проводить по корпоративной связи бессмысленно и неэффективно.
Также оговаривается запрет андеррайтеру быть маркетмейкером и наоборот. Более 20 лет такая практика была разрешена в Казахстане, и ни разу в публичном поле не возникал «конфликт интересов». Чем больше маркетмейкеров – тем лучше для рынка, больше ликвидность – уже спред. В этом вопросе нужно наоборот разрешить многие вещи, если регулятор ратует за либерализацию рынка. Если участник рынка начнет котировать бумагу неофициально, то в некоторых случаях может попасть под действия правил, ограничивающих манипулирование рынка, но это совсем другая история, и такая деятельность уже много лет как запрещена.
Самый странный пункт проекта – запрет неквалифицированным инвесторам покупать облигации иностранных эмитентов с рейтингом ниже BBB-, которых нет на KASE. Во-первых, правила признания квалифицированными инвесторами в РК нельзя назвать прогрессивными или поддающимися здравому смыслу. Во-вторых, облигации во всем мире считаются классическим и понятным инструментом для инвестирования, доступным для широких масс. В-третьих, неясно, чем облигации, торгуемые на KASE, «понятнее» и «безопаснее» облигаций иностранных эмитентов или, например, размещении денежных средств в депозиты казахстанских банков, рейтинг которых как раз ниже BBB-?
Очень хочется верить, что регулятор в лице нового агентства все-таки будет руководствоваться здравым смыслом, и его действия не будут расходиться с декларативными, где обозначены либерализация и развитие рынка ценных бумаг.
Дмитрий Сочин, эксперт международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане