Национальный банк Казахстана выделил 20 млрд тенге для поддержки отечественного автопрома. Эти средства будут направлены на новую программу кредитования покупателей легкового автотранспорта отечественного производства, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Банки второго уровня через Банк развития Казахстана (БРК) уже получили первый транш в размере 14,5 млрд тенге. Деньги распределены между Народным банком (4 млрд тенге), Сбербанком (7,5 млрд тенге) и Банк ВТБ (3 млрд тенге). Оставшиеся 5,5 млрд тенге будут выделены БРК до конца 2019 года.
Программа кредитования покупателей легкового автотранспорта отечественного производства утверждена постановлением Нацбанка 31 мая 2019 года: ежегодно предусмотрено выделение до 20 млрд тенге в течение 5 лет (с 2019 по 2023 годы. – Ред.).
Напомним, оператором Программы льготного автокредитования, запущенной в 2015 году, является БРК. Программа рассчитана на 20 лет. На ее реализацию были выделены четыре транша на 42 млрд тенге: в 2015-2016 годах - первый и второй транши из Национального фонда в общей сумме 26 млрд тенге, в 2018-2019 годах – третий и четвертый транши из Республиканского бюджета в общей сумме 16 млрд тенге.
Условия по новой программе Нацбанка сохранились. Стоимость автомобиля отечественного производства не должна превышать 15 млн тенге. Номинальная ставка вознаграждения - не более 4% годовых, срок кредитования - не более 7 лет.
«Льготные автокредиты очень востребованы с первого дня запуска в 2015 году Программы автокредитования и пользуются высоким спросом. С учетом всех траншей и револьверного освоения средств с 2015 года около 15,9 тыс. казахстанцев получили льготные автокредиты на общую сумму 71,7 млрд тенге. Новая программа предоставит возможность еще большему количеству казахстанцев приобрести автомобили отечественной сборки на выгодных условиях. Это выгодно как потребителям, так и автопроизводителям. Мы ожидаем хороший эффект охвата количества купленных машин на эти средства, оно будет расти в геометрической прогрессии. По нашим наблюдениям, займы очень востребованы, к ним очень бережно относятся наши заемщики», - сказал управляющий директор Банка развития Казахстана Дастан Ахметов на пресс-конференции в Нур-Султане.
Он отметил, что для казахстанцев программа никак не поменялась с 2015 года и даже стала удобнее. «В качестве обратной связи БРК выставил условия к банкам второго уровня, чтобы их представители находились в каждой торговой точке для контроля качества автомобилей и их своевременных поставок потребителям в случае заключения кредита», - сказал Дастан Ахметов.
По словам вице-президента Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашевой, за время действия государственной программы производство легковых автомобилей увеличилось в 2 раза по сравнению с 2015 годом. «В настоящее время каждый второй проданный автомобиль произведен в Казахстане. В рамках первого транша покупателям будут доступны все марки, которые производятся в стране. При этом данная программа способствует обновлению парка страны в целом. Сейчас на рынке более 70% авто старше 10 лет, а мы же в свою очередь ставим цель достичь того, чтобы более 50% машин в стране не были старше трех лет», - сообщила она.
Покупатели на вышеуказанных условиях смогут купить 46 моделей автомобилей производства АО «Азия Авто» и ТОО «СарыаркаАвтоПром» таких брендов, как Kia, Chevrolet, Skoda, Hyundai, «LADA», «УАЗ», JAC, Peugeot, Ravon. Кредитование по программе имеет револьверный характер: платежи от погашения действующих кредитов направляются на новые автокредиты.
По словам заместителя директора столичного филиала Народного Банка Татьяны Арзымбетовой, за время существования программы льготного автокредитования банки профинансировали более 3,5 тысяч клиентов на сумму свыше 14,6 млрд тенге. «Средний чек по авто – это 4-6 млн тенге. Большое количество клиентов могут получить автокредит даже без первоначалки. В залог берем только приобретаемое авто. На сегодня мы больше половины суммы освоили. Примерно 130 клиентов уже сейчас ожидают приобретения авто. И еще 170 клиентов по «Азиа Авто»», – сообщила она.
Анар Макашева отметила, что базовая стоимость автомобилей казахстанской сборки никак не изменилась. «Цена на авто складывается от того какую комплектацию предпочитает сам потребитель. Разница в стоимости между механической коробкой передач и автоматом примерно в 200 тысяч условных единиц. Цена выше, поскольку у одной модели разные опции. С точки зрения базовой стоимости в условных единицах цена на ту или иную модель никак не изменилась. В рамках программы потребителям доступны 8 марок и более 46 моделей автомобилей казахстанского производства. С точки зрения контроля качества, то это серьезный и скрупулёзный процесс, который контролируется и лицензиатом, и внутри каждого предприятия в технологическом бюро, и в отделе по контролю качества», - говорит Анар Макашева.