Правила игры на рынке обменных пунктов планируется ужесточить. Уже с 1 января 2020 года Нацбанк намерен ограничить время работы обменных пунктов с 10:00 до 19:00 и повысить требования к их уставному капиталу как минимум в три раза. Еще одна из обсуждаемых инициатив – каждый клиент обменника должен будет предоставить свои личные данные обменному пункту. По мнению аналитиков, эти меры могут привести не к выводу определенных средств из тени, а напротив, к созданию «серого рынка по обмену валюты». Также они не исключают, что количество обменников может резко сократиться, особенно в регионах.
Время работы обменников могут ограничить
Последние два года Нацбанк активно закручивает гайки на финансовом рынке. В этот раз он решил ужесточить правила обменных операций. Одна из инициатив, которую планирует внедрить финрегулятор – ограничить время работы обменников. «Режим работы обменного пункта (в том числе автоматизированного) определяется юридическим лицом, имеющим право на осуществление обменных операций с наличной иностранной валютой, самостоятельно в пределах времени с 10:00 до 19:00», – указывается в проекте постановления правления Нацбанка РК «О внесении изменений и дополнений в постановление правления Национального банка РК от 4 апреля 2019 года № 49 «Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК».
В беседе с корреспондентом «Капитал.kz» президент Ассоциации обменных пунктов РК Арчин Галимбаев пояснил, что узнал о мерах, обозначенных в проекте, во вторник, когда был опубликован документ. «Для нашей ассоциации все планируемые нововведения регулятора были неожиданной новостью, их необходимость нам непонятна», – говорит он.
Арчин Галимбаев выразил свое мнение об ограничении времени работы. «Если бы не было необходимости в круглосуточных обменных пунктах, то обменники не работали бы круглосуточно. Рассмотрим туристов. Например, они прибыли в Казахстан и у них на руках только доллары и им нужно именно в этот момент поменять их на тенге, то как они смогут это сделать после 19:00, если поправки вступят в силу?» – задается вопросом глава ассоциации.
Он уверен, что эта норма приведет к возникновению черного рынка обмена валюты. «Появятся лица, которые будут дежурить возле обменных пунктов после 19:00 и будут предлагать обменять валюту. Хорошо, если это будут добросовестные валютчики, но ведь это могут быть и мошенники, которые могут попытаться подсунуть фальшивые банкноты или банкноты другого номинала. Также они могут предлагать валюту по завышенному курсу. Этот путь мы проходили в 90-е годы, зачем нам опять возвращаться в то время», – отмечает Арчин Галимбаев.
Предполагаем, что Нацбанк пытается снизить спекулятивный риск, а именно риск значительного повышения курса доллара на фоне ажиотажного спроса населения на валюту. Вспомним, что во время девальваций тенге в 2014 и 2016 годах долларстремительно ринулся вверх именно вечером на фоне ажиотажного спроса.
В 2014 году руководство Нацбанка заявляло, что частные обменные пункты, работающие в круглосуточном режиме, создают провокационную ситуацию и «определенный беспредел, который встречается в дни девальвации».
Спекуляции могут только усилиться
Аналитики же уверены, что инициатива регулятора может не привести к снижению спекуляций. «Я противник любых ограничительных мер, во всем должен быть рыночный подход. Обозначенная мера регулятора по времени работы обменных пунктов, наоборот, может подогреть спекулятивные операции с валютой. Многие, зная, что обменники не будут работать после 19:00, будут стараться закупать валюту заранее – это может привести к скачку курса. Объясню: обменные пункты в этом случае могут включить все потери, которые они понесут из-за того, что не работают ночью. А именно, маржу заложат в курс, разницу между покупкой и продажей валюты. В итоге эта мера негативно скажется на покупателях валюты в обменниках», – считает генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
Он полагает, что если инициатива регулятора будет внедрена, то вырастет доля черного валютного рынка. «Кому нужно поменять крупные суммы, то они в любом случае найдут, где это сделать, даже вне обменников. У нас государство борется с последствиями (завышенным обменниками курсом при девальвационных ожиданиях). Уверен, что государству лучше бороться с истоками девальвационных ожиданий, спекулятивными угрозами. Если бы регулятор формировал понятную монетарную, валютнуюполитики, то у рынка была бы уверенность в том, что биржевой курс близок к рыночному. И соответственно, девальвационные ожидания были бы минимальны, слухов и вбросов информации о росте доллара стало бы меньше.
Нельзя винить обменные пункты в том, что население при малейшем скачке американской валютыстремительно меняет доллары», – считает Мурат Кастаев.
Финансовый аналитик Fxprimus Арман Бейсембаев также уверен, что Нацбанк за счет ограничения работы обменников стремится снизить спекуляции по валюте среди обменных пунктов. «Табло обменников находятся на улице, и если после какого-то события на них курс доллара резко повышается, то у населения возникает паника. Зачастую события, провоцирующие ажиотаж вокруг доллара, происходят под конец рабочего дня. Например, после отставки Нурсултана Назарбаева все ринулись в обменники – это вызвало панику, и соответственно рост курса доллара. То есть мерой по ограничению времени работы обменников как-бы урезается то население, которое довольно остро реагирует на события и скупает валюту. В субботу и воскресенье редко бывают госсобытия, резко влияющие на курс, – биржа в эти дни не работает. Основные события на госуровне, как правило, происходят в будние дни», – говорит он.
Собеседник считает, что не случайно время работы обменников намерены ограничить с 10:00 до 19:00. «С 10:00, как правило, большинство казахстанцев уже на работе – у них физически нет возможности пойти в обменник и поменять доллары. После 19:00 обычно многие едут с работы домой, и они не всегда могут обратиться в обменник. Получается, если нормы Нацбанка будут внедрены и население захочет приобрести или купить валюту после дневного или вечернего скачка курса, то оно сможет это сделать только на следующий день после скачка. А в день взлета курса у многих лиц уже пропадет кураж, настрой обменять валюту. То есть регулятор хочет ограничить какие-то импульсные покупки или продажи валюты. Соответственно, спекулятивные операции обменников с курсом снизятся», – отмечает Арман Бейсембаев.
Он уверен, что наравне с серым валютным рынком, который возникнет при ограничении времени работы обменников, появится и другой рынок. «В пятницу и выходные дни определенная часть населения отдыхает, например в кафе. И если у них не окажется наличности в тенге, то доллары они смогут обменять в тех же кафе, но по завышенному курсу. Такая услуга в кафе точно появится. К тому же, уверен, что оборот обменников от внедрения меры Нацбанка упадет, ведь они будут лишены ночных сделок», – считает Арман Бейсембаев.
Аналитик также полагает, что время работы обменников планируют ограничить для обеспечения их безопасности. «Инкассация наличности в ночное время опасна – есть риск ограбления и обменников, и инкассаторов. Такие истории сейчас не так часто происходят, но все-таки случаются периодически», – отмечает он.
Скажи мне, кто ты
Еще одна инициатива, которую планируется внедрить с 2020 года, – каждый человек, обратившийся в обменный пункт, должен будет раскрыть все свои личные данные вне зависимости от суммы, которую он захочет поменять. Обменники должны будут в своем журнале реестров фиксировать данные клиента. «Данные его удостоверения личности (полностью фамилию, имя и отчество, вид документа, дату его выдачи, номер документа, срок действия), индивидуальный идентификационный номер клиента (при наличии) и юридический адрес клиента», – говорится в проекте постановления.
«Если сейчас мы фиксируем клиентов обменников по сделкам от 500 тыс. тенге и выше, то если эти поправки вступят в силу, обменники должны будут фиксировать каждого клиента. Даже если он поменяет лишь два доллара. Представляете, сколько времени может уйти на внесение в реестр данных по каждому клиенту? Ведь все данные забиваются вручную. По нашим оценкам, на обслуживание одного клиента вместо 1-2 минут будет уходить порядка 10 минут. Это приведет к очередям и к появлению около обменников лиц, которые будут предлагать оперативно, без предоставления данных, обменять валюту. Не исключено, что этим могут заниматься фальшивомонетчики», – считает Арчин Галимбаев.
Арман Бейсембаев уверен, что регистрация клиентов обменников – это еще один шаг к всеобщему декларированию. «Думаю, что в реестре также будет указываться и сумма, которую будет обменивать каждое лицо, обратившееся в обменник. Не стоит забывать, что обменники находятся под контролем Нацбанка, и регулятор будет получать эти данные, их обрабатывать, анализировать: кто на какую валюту меняет средства, в каком объеме, зачем и как часто он это делает. То есть будет производиться контроль за наличными, будут выявляться неучтенные суммы, которых нет на счетах, в активах, а лежат под матрасом», – считает он.
Собеседник поясняет, что если вдруг расходы и доходы человека не совпадут, а свободная наличность у него обнаружится, то возникает вопрос: откуда кеш? «Соответственно к этому человеку обратятся налоговые органы и будут задавать неудобные вопросы об источнике средств. Предполагается, что при внедрении всеобщего декларирования при наличии у лица суммы более 500 МЗП (свыше 21, 2 млн тенге) физлицо должно будет открыть счет в банке. Как раз эта поправка Нацбанка и даст возможность отследить: сколько средств размещено в банке, а сколько денег хранится под матрасом. Не сомневаюсь, что этот проект Нацбанка будет принят», – сказал Арман Бейсембаев.
Входной билет на рынок
Еще одна инициатива Нацбанка – с 2020 года размер уставного капитала для обменников не должен быть ниже 100 млн тенге. «Это означает, что для обменных пунктов Алматы и Нур-Султана уставный капитал вырастет в три раза, с 30 до 100 млн тенге. Для городов областного значения он увеличится в 10 раз: с 10 млн тенге до 100 млн. Увеличение уставного капитала для региональных обменников станет для них ударом, приведет к закрытию всех обменных пунктов. В Алматы и столице также уменьшится число обменников, сократятся рабочие места, повысится социальная напряженность. Уточню, я уже созванивался с владельцами обменников в регионах, никто из них не готов увеличивать капитал», – считает Арчин Галимбаев.
Он также напоминает, что в проекте постановления указано, что каждый обменник обязан иметь на счете не менее 20% от уставного капитала. При принятии поправок это как минимум 20 млн тенге. «Зачем это нужно – непонятно. Почему эти средства должны быть в банке, почему я должен поддерживать банки, размещая там средства? Если государство хочет укрупнить обменники, то нет необходимости в заморозке этих 20 млн тенге», – уверен Арчин Галимбаев.
В 2004 году тогда еще занимавший пост главы Нацбанка Григорий Марченко говорил о том, что он планировал инициировать вопрос о том, чтобы валютообменными операциями в Казахстане занимались только банки. В том же 2004 году банкир обвинял обменники в том, что онипровоцируют людей на скупку долларов по завышенной цене, объявляя о предстоящем новом витке девальвации. К примеру, пояснил Марченко, в ночь на 24 февраля и затем в ночь на 25 февраля «вбрасывались слухи о том, что на следующий день после ослабления доллара будет второй виток девальвации, и курс будет не 150 тенге, а 180. И действительно, несколько обменных пунктов в Алматы и в столице по ночам продавали доллар по 160». «Обменники как лакмусовая бумажка, они реагируют на все события на рынке уже постфактум, после торгов на KASE. Достаточно сравнить курсы валют в банках и небанковских обменниках», – поясняет Арчин Галимбаев.
По его словам, Ассоциация обменных пунктов РК будет налаживать диалог с Нацбанком и настаивать на пересмотре некоторых статей проекта постановления.
Во время подготовки статьи на 18:30 7 августа Нацбанк не дал каких-либо комментариев, почему он намерен ужесточитьрегулирование обменных пунктов.