Национальный банк Казахстана 3 июня сохранил базовую ставку на уровне 9% с коридором движения на уровне +/- 1 процентный пункт. Никто на рынке не ожидал, что перед выборами президента, назначенными на 9 июня, регулятор повысит уровень базовой ставки. Соответственно, ее сохранение на прежнем уровне никого не удивило.
Чем ниже базовая ставка, тем доступнее фондирование для коммерческих банков. Те, в свою очередь, делают свои кредиты более доступными для населения, в том числе и для бизнеса. Это может способствовать экономическому росту, так как предприятия получают доступ к дешевым деньгам и могут занимать их для расширения производства. Но низкая ключевая ставка способствует и увеличению потребительского спроса, так как позволяет казахстнцам приобретать дорогостоящие товары – технику, мебель, автомобили или даже квартиры, покупка которых откладывалась.
Регулятор считает, что сейчас «базовая ставка в реальном выражении, то есть с учетом ожидаемой через 12 месяцев инфляции, находится на уровне, обеспечивающем сохранение инфляции в целевом коридоре 4-6% на прогнозном горизонте 2019-2020 годов, а также поддержание устойчивых темпов экономического роста». Но в этот раз регулятор заложил оправдание грядущему повышению ставки, отметив, что «по сравнению с предыдущим решением по базовой ставке баланс рисков смещается в сторону более высокой траектории развития ставок».
Центробанк России подтвердил возможность снизить ключевую ставку (то же самое, что и базовая ставка) уже во втором-третьем квартале этого года, так как «проинфляционные факторы в основном себя исчерпали». Об этом во время заседания Государственной думы в минувший четверг заявила председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. Следующее решение по ключевой ставке совет директоров ЦБ будет принимать 14 июня. Сейчас в России действует ключевая ставка на уровне 7,75%, а пик инфляции в 5,3% был пройден в марте. Казахстан же только проходит пик инфляции, по данным Агентства по статистике Министерства национальной экономики РК, в мае она выросла на 0,6% по отношению к апрелю и на 5,3% по отношению к соответствующему месяцу прошлого года. Именно поэтому на следующем заседании Национального банка базовая ставка может быть повышена.
Эти ожидания подкрепляет и уверенность экспертов российского рынка, которые в последнее время считают, что Центробанк РФ в ближайшее время вернется к снижению ключевой ставки. Однако здесь есть и опасения, которые касаются того, что смягчение денежно-кредитной политики в России способно стать еще одним фактором давления на рубль, ускорив его текущее ослабление.
У снижения есть и плюсы – оно способно привлечь дополнительные инвестиции в ценные бумаги России. Подобная динамика наблюдалась в 2017 году, когда курс российской валюты на бирже поддерживался спросом на рублевые облигации, сейчас подобное вновь повторяется с облигациями федерального займа и корпоративными облигациями компаний первого эшелона. Так, например, «Газпром» недавно стал самой дорогой компанией России – его акции выросли более чем на 15%.
Глава Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Буллард сообщил, что «снижение процентной ставки ФРС может быть оправданным шагом в ближайшее время с учетом усиления рисков, вызванных растущей напряженностью в мировой торговле, а также слабой инфляцией в США». Тем самым он остановил волатильность, возникшую на фоне эскалации торговой войны Соединенных Штатов со странами-партнерами. Федрезерв не снижал ставку с декабря 2015 года, хотя последний год этого буквально требовал президент Дональд Трамп. И тут невольно возникает вопрос о том, что американский президент развязал торговую войну с Китаем и другими партнерами только ради того, чтобы ФРС наконец-таки снизила ставку. Учитывая то, как долго он этого добивается, подобная логика действий может оказаться вполне реалистичной, хотя и очень авантюрной.
Позже уже глава ФРС Джером Пауэлл объявил, что открыт к снижению ставок на фоне торговых споров. Этот весьма резкий разворот в риторике вызвал рост рынков на 2% после месячного тренда на снижение в американских индексах. Инвесторы расценили это как хорошую возможность войти в рынок.
Но мягкость риторики ФРС не является универсальным решением всех проблем. Похоже, что регулятор будет дожидаться явных признаков замедления роста экономики и только потом будет принимать решения. Рынок фьючерсов закладывает в котировки два снижения ставки уже в этом году, хотя последние официальные прогнозы ФРС предполагают их сохранение на текущем уровне.
Базовая или ключевая ставка – это основной инструмент влияния регулятора на рынок. И тут перед Национальным банком РК встает почти нерешаемая задача – определиться с тем, что для него важнее: обеспечить экономический рост в 5%, как того требует правительство, за счет низкой ставки и дешевых кредитов, или взять под контроль инфляцию, которая начала подбираться к верхней границе целевого коридора в мае.
Автор: Валерий Давыдов, эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане