USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
96036.40$
-2045.000

Какие нарушения совершают банки?

В Нацбанке рассказали, куда могут обратиться клиенты банков при возникновении проблем

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какие нарушения совершают банки? - Kapital.kz

В первом квартале 2019 года Нацбанк применил 59 санкций в отношении банков. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщил финрегулятор.

Нацбанк выявил следующие нарушения среди банков. В частности, некоторые банки предоставляли заемщику некорректную информацию о ссудной задолженности, неуведомляли созаемщика о наличии просроченной задолженности по займу, не указывали размер просроченной задолженности и последствия невыполнения обязательств по договору банковского займа при направлении уведомления заемщику о просрочки исполнения обязательства. Также часть банков превышали размер неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по договору банковского займа, отказывали в выдаче правоустанавливающих документов на предмет залога ввиду некорректного расчета ссудной задолженности. Также некоторые сотрудники банков вели себя недобросовестно при взаимодействии с клиентом банка по телефону по вопросам задолженности по займу, часть банков не соблюдало сроки по предоставлению заемщику на подписание дополнительное соглашение к договору банковского займа при его досрочном частичном погашении", - заметил регулятор.

Также были и такие нарушения со стороны банка:

- несоблюдения очередности погашения задолженности по договору банковского займа;

- отсутствия в уведомлении заемщика о необходимости внесения платежей по договору размера просроченной задолженности;

- не уведомление заемщика о необходимости внесения платежей по договору с указанием размера просроченной задолженности;

- предоставления сведений о заемщике (субъекте кредитной истории) в кредитное бюро без его согласия;

- непредставления, а равно несвоевременного представления в кредитное бюро сведений, полученных от субъекта кредитной истории;

- представления недостоверных сведений в кредитное бюро.

Нарушения со стороны банков по порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:

- списания денег с текущего счета заемщика по платежному требованию более 50% от поступившей суммы на текущий счет;

- необоснованного изъятия денег по платежному требованию/ необоснованного предъявления платежных требований на взыскание задолженности по займу (при наличии судебного акта);

- несоблюдения очередности исполнения требований третьих лиц, предъявленных к банковским счетам клиента;

- несвоевременного списания денег по платежному требованию;

- изъятия денег с банковских счетов заемщика для списания задолженности по займу без использования платежного требования;

- взыскания с заемщика на основании платежного требования остатка основного долга и вознаграждения по договорам займа сроки выплаты, которых еще не наступили;

- несвоевременного исполнения платежного требования, помещенного в картотеку;

- исполнения платежного требования при наличии распоряжения отправителя о его отзыве;

- списания денег с банковских счетов созаемщиков по договорам банковского займа без использования платежного требования;

- предъявления одновременно нескольких платежных требований в рамках одного договора банковского займа;

- взыскания неустойки по договору банковского займа путем предъявления платежного требования;

- несвоевременного исполнения указания по переводу денег;

- предъявления платежного требования без приложения документов, на основании которых они предъявлены и без указания их реквизитов в назначении платежа.

По порядку обслуживания банкоматов выявлены нарушения, касающиеся:

- несвоевременной выдачи денег банкоматом;

- отсутствия камеры видеонаблюдения в банкомате.

За первый квартал 2019 года общая сумма административных штрафов, предъявленных банкам за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила более 4,5 млн тенге.

Договора текущего счета должны содержать следующую информацию:

- тарифы банка (годовое обслуживание банковского счета и /или платежной карточки за первый год и последующие годы), за снятие наличных денег в банкоматах и кассах банка, за зачисление денег на банковский счет, за осуществление платежей и переводов денег, вознаграждение на остаток денег на банковском счете);

- порядок уведомления об изменениях в тарифах банка;

- порядок взыскания денег с банковского счета без согласия владельца счета;

Договора банковского вклада должны содержать такие данные:

- размер ставки вознаграждения, в том числе ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальную стоимость) на дату обращения;

- порядок изменения размера ставки вознаграждения и способ уведомления об этом;

- возможность пополнения/изъятия вклада;

- порядок досрочного частичного изъятия вклада и расторжения договора вклада;

- порядок пролонгации срочного и сберегательного вкладов после истечения срока, а также условного вклада после наступления тех обстоятельств, с которыми договор банковского вклада связывает возврат вклада (согласно гражданскому законодательству РК, договор банковского вклада считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором);

- порядок уведомления вкладчика о невозможности пролонгации договора банковского вклада на условиях, предусмотренных договором, при закрытии депозитного продукта банком.

Договора банковского займа должны содержать:

• размер и порядок расчета годовой ставки вознаграждения, а также условия ее изменения;

• метод погашения, график погашения;

• перечень комиссий и иных платежей, их размеры, которые в конечном итоге влияют на реальную стоимость кредита;

• размер годовой эффективной ставки вознаграждения, которая является показателем реальной стоимости кредита с учетом всех расходов заемщика на получение и обслуживание кредита. Данный показатель служит для сравнения аналогичных кредитов различных банков;

• порядок взыскания задолженности по займу, в том числе без согласия заемщика с его банковских счетов, открытых в банках;

• порядок уступки права (требования) по договору банковского займа третьим лицам;

• передача задолженности на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству.

Если права клиентов банка будут нарушены, то они могут обратиться в Нацбанк РК: письменно по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67.

Также можно обращаться в Общественную приемную Нацбанка за получением правовой помощи по адресу: г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, телефон для справок 7(727)2619213, 7(727) 2788104 вн.5573;

К тому же можно зайти в раздел «Защита прав потребителей финансовых услуг» мобильного приложения «НБК «Online».Это мобильное приложение «НБК «Online» доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket.

Клиенты банков также могут обратиться в филиалы Нацбанка РК: https://www.nationalbank.kz/?docid=1374&switch=russ.

Обратиться можно и к банковскому омбудсману: А15GП8Е2, г. Алматы, пр. Н. Назарбаева д.175 офис 302., тел. +7 (727) 261 22 16, +7 708 983 30 16, е-mail: office@bank-ombudsman.kz, сайт: www.bank-ombudsman.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.