USD
449.30₸
+0.720
EUR
489.69₸
+1.140
RUB
4.89₸
+0.010
BRENT
86.64$
+0.010
BTC
64033.50$
-3514.400

«Мы ориентируемся не на конкурентов, а на ожидания клиентов»

Интервью с заместителем председателя правления АО «Bank RBK» Ерболом Абдугалиевым

Share
Share
Share
Tweet
Share
«Мы ориентируемся не на конкурентов, а на ожидания клиентов»- Kapital.kz

Со сменой акционера Bank RBK прошел путь качественного обновления. Был запущен процесс оздоровления, состоялся приход нового руководства, произошла очистка активов, возвращение в рынок. Об изменениях, происшедших в банке за истекший период, мы беседуем с заместителем председателя правления фининститута Ерболом Абдугалиевым.

– Ербол Муратович, насколько нам известно, Bank RBK является одним из немногих, если не единственным банком в стране, который в своем фондировании не полагается на ресурсы госкомпаний. Расскажите о своей модели бизнеса. Почему был выбран этот путь, каковы первые результаты этого выбора?

– Перекос источников фондирования в ту или другую сторону влечет за собой риски для финансовой устойчивости любого банка. Бизнес-модель Bank RBK предполагает сбалансированное развитие на максимально рыночной основе. Если говорить о крупных корпоративных депозиторах, то на сегодня Bank RBK не зависит ни от госкомпаний, ни даже от крупных компаний частного сектора. У банка хорошо диверсифицированный депозитный портфель, рост которого во многом обеспечивается за счет притока денег населения. В то время как в кредитном портфеле нашего банка преобладают бизнес-заемщики, в привлечении вкладов наблюдается противоположный тренд – по состоянию на 1 апреля текущего года 59% от общего объема депозитов приходится на долю физических лиц. Такая структура фондирования на сегодня нас полностью удовлетворяет. Во-первых, она отражает рост доверия к банку со стороны населения. Во-вторых, мы избавлены от рисков давления на ликвидность, связанных с поведением крупных депозиторов. Вместе с тем мы проводим тщательную работу по дальнейшему улучшению рейтинга Bank RBK, что, в свою очередь, позволит банку привлечь еще более широкий спектр вкладчиков, включая и компании квазигосударственного сектора.

2ea01caf1d8e9b935763bc119e2.JPG

– Какова структура кредитного портфеля банка?

– На текущий момент доля корпоративных кредитов в ссудном портфеле банка составляет 76%. Большая часть займов корпоративного бизнеса (63%) сформирована в тенге, что позволяет нашим корпоративным заемщикам митигировать валютные риски. Что касается компаний, предпочитающих кредитоваться в иностранной валюте, то в данном сегменте у нас представлены либо заемщики с достаточным уровнем валютной выручки, либо те, кто активно использует инструменты хеджирования валютных рисков. Хотелось бы отметить, что Bank RBK выступает одним из немногих банков в Казахстане, которые предлагают инструменты хеджирования как своим корпоративным заемщикам, так и частным лицам. Самым распространенным из таких инструментов у наших клиентов являются валютные форварды.

– Есть ли особенности у риск-менеджмента вашего банка?

– Для эффективного управления кредитными рисками наш банк внедряет скоринговую модель оценки кредитного качества заемщиков, разработанную компанией S&P Global Ratings. Этот инструмент дает нам возможность прорейтинговать все кредитные риски контрагентов, а именно корпоративных клиентов и клиентов МСБ, по шкале S&P и в дальнейшем иметь качественную систему внутренних рейтингов. Более того, мы используем автоматизированное решение данной скоринговой модели, которое также разработано аналитиками S&P. Мы уже внедрили соответствующее программное обеспечение, сейчас завершаем фазу тестирования и в июне ожидаем полномасштабное использование этой системы во всех филиалах банка. Выбор S&P обусловлен тем, что эта организация обладает 150-летним опытом в вопросе кредитной оценки компаний и банков в глобальном масштабе. Шкала рейтинга S&P привязана к данным вероятностей дефолта, которые основаны на эмпирических наблюдениях S&P за дефолтами на протяжении долгого времени.

– Какие компании или регионы банк предпочитает не кредитовать? И, наоборот, есть ли у банка приоритетные отрасли?

– У нас нет черного списка компаний, отраслей или регионов, мы готовы рассматривать любой проект при условии, что заявители докажут нам его экономическую состоятельность. В то же время Bank RBK обладает особенно глубокой экспертизой в финансировании проектов в добывающей и обрабатывающей отраслях. Это объясняется как персональными компетенциями топ-менеджеров банка, так и наличием у банка сильных партнеров в названных мною отраслях.

e6126f7f97407e84f600cc4b7c3.JPG

– Каким образом вы привлекаете новых клиентов?

– Наши главные преимущества – это надежность, сервис и профессионализм. Банку был дважды повышен рейтинг, причем с интервалом всего в три месяца. Банк с большим запасом прочности выполняет пруденциальные нормативы. Банк располагает одним из самых больших объемов свободной ликвидности на отечественном банковском рынке – по данным на 1 апреля, это 205 млрд тенге; в общем объеме активов доля высоколиквидных составляет 34%. Будучи участником программы оздоровления банковского сектора, Bank RBK досрочно, еще в октябре прошлого года, исполнил план мероприятий по повышению финансовой устойчивости. На исполнение этого плана банку отводилось пять лет, однако мы уложились менее чем за год. Таким образом, у финансовых директоров, людей, принимающих решения в компаниях, достаточно информации, подтверждающей надежность нашего банка. Что касается обычных граждан, то они, разумеется, больше ориентируются не на финансовую отчетность и доклады рейтинговых агентств, а на те продукты, которые мы им предлагаем, на их цену и качество. И отдельно надо сказать об активном росте нашего бизнеса в Карагандинской области за счет тесного сотрудничества с рядом градообразующих компаний, работающих в этом регионе.

– Назовите самые популярные продукты у ваших клиентов. Почему?

– Если говорить о рознице, то с начала марта мы совместно с компанией Samsung запустили акцию по потребительскому кредитованию, в рамках которой заемщик получает в подарок планшет, смартфон или смарт-часы. И по притоку клиентов мы видим, что людям эта акция пришлась по душе. За один только март поток обращений в банк увеличился почти на 40%. За месяц банком выдано более тысячи беззалоговых займов, что является максимальным объемом за всю историю Bank RBK.

У малого и среднего бизнеса традиционно пользуются спросом кредиты с госсубсидиями. В частности, с начала этого года стартовала новая госпрограмма по кредитованию проектов в приоритетных отраслях. Всего государство выделяет на это 600 млрд тенге, а конечная ставка для заемщика с учетом субсидий составляет 8% годовых.

Еще один востребованный продукт мы предлагаем совместно с АО «Экспортная страховая компания KazakhExport» – это финансирование экспортеров под страховое покрытие KazakhExport, которое может составлять до 90% от суммы займа. Этот продукт интересен прежде всего тем заемщикам, у которых недостаточно твердых залогов – недвижимости, денег и так далее – для получения необходимой суммы кредита. Страховое покрытие KazakhExport здесь как раз и выступает в качестве твердого обеспечения. По этой схеме мы уже профинансировали ряд проектов на общую сумму 4,2 млрд тенге.

Что касается наших корпоративных клиентов, то для них мы разработали и запускаем пилотную программу финансирования поставщиков крупных предприятий реального сектора экономики. Данный инструмент не требует от заемщика твердого залогового обеспечения и будет предоставляться компаниям, занимающимся поставкой товаров, работ и услуг с отсрочкой платежа. Мы видим привлекательность этого инструмента для предпринимателей и рассчитываем, что для той целевой аудитории, для которой предназначено наше предложение, оно будет лучшим вариантом из имеющихся на рынке.

98a6c2b9f79b733edfb7fb46612.jpg

– Какие процедуры упростил банк для привлечения новых клиентов?

– Скорость и качество обслуживания клиентов во многом зависит от скорости взаимодействия внутрибанковских подразделений. В этом плане в банке была проделана большая работа. Мы провели ревизию всех внутренних нормативных документов банка, устранили имевшиеся противоречия, сделали ВНД максимально удобными для чтения, понимания и применения. Кроме того, мы инициировали в банке известные в мире принципы Service Level Agreement. Согласно им, все взаимодействующие между собой подразделения банка считаются внутренними клиентами друг друга. Соответственно, они обязуются обслуживать своих клиентов, а по сути, коллег, в течение строго определенного и достаточно ограниченного времени. В результате бизнес-процессы в банке пошли значительно быстрее, а конечным выгодоприобретателем от всего этого стал именно клиент.

– Кто ваши конкуренты? Чем вы от них отличаетесь?

– Вся профессиональная банковская среда в Казахстане является высококонкурентной, и в этой конкуренции мы ориентируемся не на предложения других банков, а на ожидания клиентов. Выше я уже говорил, что, выбирая Bank RBK, клиент выбирает надежность, сервис и профессионализм. Еще я бы добавил сюда персональный подход в отношении прежде всего бизнес-клиентов. Мы готовы обсуждать с ними индивидуальные условия обслуживания и решать возникающие вопросы в ручном режиме. Только не поймите меня так, что мы оказываем предпочтение юридическим лицам перед физическими. Нет. Просто те вопросы, с которыми сталкиваются физлица в процессе банковского обслуживания, гораздо легче систематизировать и оцифровать, обеспечив тем самым скорость и высокое качество обратной связи. Тогда как у предпринимателей зачастую возникают нестандартные ситуации, в процессе которых выясняется, является ли твой банк партнером на самом деле или только на словах. У Bank RBK есть три главные корпоративные ценности: результат, бизнес, клиент. Если совсем кратко, то для каждого сотрудника банка это означает: не будет результата у клиента, не будет результата у тебя, не будет бизнеса у банка. Поэтому мы хотим и стремимся отличаться именно тем, чтобы каждое обращение клиента в наш банк приносило положительный результат. Оценка того, насколько нам это удается, будет в любом случае содержать оттенок субъективности. Но рост бизнеса банка – он есть, и это объективный результат.

75dbdb7f63109c045156cf6e87f.JPG

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.