Автор: Дмитрий Сочин, эксперт инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
На днях Bloomberg опубликовал статью, в которой утверждается, что якобы президент Венесуэлы разместил средства в фонде Nurlan Baidilda Ltd, которое удивительно совпадает с именем одного медийного персонажа. Возникнут ли сейчас проблемы у людей с похожими именами при взаимодействии с финансовыми институтами? Скорее всего ответ на данный вопрос положительный. В последние 10 лет финансовый мир переживает эпоху ужесточения мер в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Банки и прочие институты вынуждены выполнять директивы и предписания по AML от нескольких организаций. Тему можно условно разделить на два направления: борьбу с преступным миром и противодействие укрывательству от налогов.
Первое направление собственно курирует группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) – межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере ПОД/ФТ. Организация была создана в 1989 году, в разгар ожесточенной борьбы с картелем колумбийского наркобарона Пабло Эскобара. ФАТФ тесно сотрудничает с ООН, МВФ и «Всемирным банком». Вместе они разрабатывают стандарты и рекомендации, образующую общую систему, направленную на ПОД/ФТ. На региональном уровне создаются организации по типу ФАТФ, например, ЕГ (Евразийская группа по ПОД/ФТ), куда входит Казахстан. Государства, которые не выполняют рекомендации ФАТФ, в частности существуют пробелы в национальном законодательстве на эту тему, попадают в серые и черные списки организации. В черный список сейчас входят Иран и КНДР, любая экономическая деятельность с этими странами крайне затруднена.
Но существует не менее могущественная организация, возможно, более влиятельная, чем ФАТФ. Это Управление по контролю за иностранными активами – подразделение Министерства финансов США, занимающееся вопросами финансовой разведки, планированием и применением экономических и торговых санкций в целях поддержки целей американской национальной безопасности и внешней политики, тот самый грозный OFAC, чьим решениям вторят другие организации. Учитывая, что практически вся мировая финансовая система представляет собой потоки в долларах США или потоки активов, номинированных в этой валюте, никто не хочет лишить себя доступа к ней. Любые действия, совершенные с людьми, компаниями и странами из санкционного списка без согласования с OFAC, чреваты серьезными последствиями. Именно поэтому сейчас не особо важно, где зарегистрирована компания – в Германии или на Каймановых островах. Комплаенс-контролеры фининститута будут копать и собирать информацию на всех руководителей и собственников очень тщательно, чтобы не вылезла связь с товарищами из санкционных списков. Именно поэтому гражданам России стало сложно открывать новые счета, а на существующие требуют целый ворох документов. Именно поэтому у всех Нурланов Байдилда сейчас наступает эпоха непростых взаимоотношений с банками.
Вторая тема связана с оптимизацией налогов и так называемыми копилками. Старая игра в кошки-мышки, государства заинтересованы в росте потоков от налоговых поступлений в бюджет, граждане же не сильно хотят делиться заработанным, особенно в том случае, кода проявляется недюжинный талант в получении прибыли. Этот конфликт интересов существует давно и будет существовать еще много веков. В СМИ часто всплывают громкие судебные разбирательства об уклонении от уплаты налогов большими корпорациями или даже звездами шоу-бизнеса. США, как всегда, впереди планеты всей одними из первых озаботились репатриацией американского капитала не только из островных юрисдикций, но и из вполне себе больших и правильных стран. В 2010 году США приняли закон о налоговой отчетности по зарубежным счетам (FATCA), согласно которому зарубежные финансовые организации должны сообщать Налоговому управлению США подробную информацию об американских гражданах.
FATCA нанес удар по знаменитой тайне банковских вкладов. Банкиры и финансисты из более чем ста стран, включая такие традиционные налоговые гавани, как Бермуды и Каймановы острова, были вынуждены выполнять требования американских налоговиков. В противном случае им угрожали закрыть доступ к финансовой системе США, что для подавляющего большинства может привести к многомиллиардным убыткам. Под раздачу попала даже Швейцария, хранящая более чем вековые банковские тайны. Все банкиры сейчас с дрожью смотрят на американские паспорта: открывать счета с такими документами – то еще приключение, люди из индустрии очень хорошо понимают, о чем идет речь. Но что интересно, сами американцы отказались от прозрачности, которую требовали от других. Такой интересный подход привел к тому, что США сейчас стремительно превращаются в новую Швейцарию. Похоронить капитал и обрубить концы сейчас гораздо проще на счетах в Неваде, Вайоминге и других «офшорных» райончиках внутри США, чем в пресловутой Панаме, Цюрихе или Кипре. Кстати, насчет последнего: ЕС не стал отставать от своих союзников, и мир увидел в 2012 году «Стандарт по обмену налоговой информацией» (CRS). Подписанты соглашения автоматически делятся друг с другом финансовой информацией по интересующим власти лицам. Причем информацией даже более обширной, чем требует FATCA. Несмотря на то, что CRS считают «европейской FATCA», территориальный охват стран, готовых обмениваться финансовой информацией, выходит далеко за пределы Европы. На данный момент соглашение полностью или частично подписало более ста стран, включая некогда «модные» карибские юрисдикции: Багамы, Кайманы, Белиз и т.д. Россия начала обмен информацией в прошлом году и процесс по деофшоризации потерял смысл – все некогда тайное стало явным для российских налоговых органов. В прошлом году Казахстан также присоединился к СRS, республика планирует осуществить первый автоматический обмен информацией в сентябре 2020 года. Некогда популярные европейские офшоры перестали быть таковыми в принципе, гибкий налоговый режим на Кипре, Мальте или в Люксембурге действует только для ограниченных видов деятельности, при этом необходимо полное раскрытие информации. Cовсем скоро вступает в силу «Четвертая директива по борьбе с отмыванием денег» (The fourth anti-money laundering directive). Этот закон обязывает страны Евросоюза иметь единый реестр собственников коммерческих компаний, который был бы доступен как для государственных органов, так и для граждан, среди прочих сведений реестр должен содержать информацию о бенефициарах корпоративных структур и других юридических лиц, например трастов.
Резюмируя, можно сказать, что мир становится транспарентным, но при этом финансовым институтам и их клиентам становится сложнее работать по части контроля за соблюдением всех директив и рекомендаций по ПОД/ФТ. Эти изменения чувствует на себе весь мир, включая основных торговых партнеров Казахстана – Россию, Китай и ЕС, но только не США. Если ты не резидент данной страны и не нарушаешь ее законов, властям США все равно, чем ты занимаешься за пределами их юрисдикции, и на данный момент ни одна страна в мире или политический союз не способны повлиять на такой расклад.