Нацбанк сохранил базовую ставку на уровне в 9,25%, воздержавшись на сей раз от каких-либо оценок относительно того, при каких условиях вероятно дальнейшее повышение.
В момент принятия предыдущего решения в октябре были велики ожидания, что декабрьский выбор будет делаться в ситуации ускоряющейся инфляции, грозящей выйти если не за рамки прогнозного коридора этого года, то новых ориентиров в размере 4−6%, появляющихся с января 2019 года. Тогда Нацбанк отмечал, что «повышение было обусловлено усилением проинфляционных рисков, обозначенных при принятии предыдущих решений об уровне базовой ставки, в том числе через влияние на инфляцию колебаний обменного курса». Нацбанк сохранял свои оценки по динамике прогнозируемой инфляции вблизи верхней границы коридора 2019 года, то есть ближе к 6%, и обращал внимание на рост неопределенности в инфляционных ожиданиях, вызванной внешними факторами.
Решение «на паузе»
Дальнейшие решения по базовой ставке должны были определяться соответствием прогнозируемой инфляции ее целевому коридору. Ситуация, однако, сложилась так, что в момент принятия решения ужесточение внешних условий оказалось «на паузе». Это касается и оценок ФРС о том, что условия в рамках проводимой денежно-кредитной политики уже близки к нейтральным, и отсутствия очень большой волатильности на валютном рынке, в динамике рубля и умеренного роста инфляции в странах — основных торговых партнерах.
По оценкам главы Нацбанка Данияра Акишева, по итогам октября и ноября годовая инфляция сложилась ближе к нижней границе целевого коридора — 5,3%, что является самым низким значением за последние три года. Динамика была обусловлена снижением цен на плодоовощную продукцию. Кроме того, на фоне роста внутреннего производства наблюдалось снижение цен на бензин. В результате полностью нивелировался негативный шок, который наблюдался осенью прошлого года на данных рынках. Ситуация в сегменте платных услуг также достаточно благоприятна благодаря решениям, принятым по коммунальным тарифам. Г-н Акишев отметил, что на прогнозном горизонте Национальный банк Казахстана ожидает сохранение инфляции преимущественно в пределах 5−5,5%. Следующие решения по базовой ставке будут приниматься с учетом задачи по достижению среднесрочной цели по инфляции ниже 4% к концу 2020 года.
Крайне умеренный ноябрьский всплеск
Нацбанк оперировал низкой годовой инфляцией, ноябрьские данные появлялись как раз в день принятия решения. Она оказалась самой высокой с начала года — 0,9%, но все же не была тем инфляционным всплеском, который с опаской ожидался в октябре при принятии решения по базовой ставке. Аналитики «ХалыкФинанс», считавшие неправильной боязнь укрепления тенге по отношению к рублю и слишком большой корреляции с российской валютой, на которую воздействуют санкционные факторы, прогнозировали, что по итогам года инфляция будет на границе коридора на уровне близком к 7%. Оценивая ситуацию с ноябрьским ростом цен, аналитик компании Асан Курманбеков отметил, что «ускорение инфляции в ноябре было ожидаемым после непрерывного роста инфляционных ожиданий со второй половины года и ослабления тенге с 327 до 361 за доллар США в среднем в том же периоде. В то же время поведение цен в текущем году остается на удивление крайне умеренным и не типичным, несмотря на мощный негативный внешний фон». По оценкам «ХалыкФинанс», инфляция в декабре будет в пределах 1%, соответственно по итогам года она не превысит 6%, на уровне середины коридора НБРК в 5−7%. (В декабре 2017 года инфляция была на уровне 0.7%, если прогнозы «ХалыкФинанс» относительно декабрьской инфляции окажутся точными, и она составит 1%, то по итогам года будет на уровне 5,6%). По мнению аналитика: «проинфляционные риски еще не в полной мере транслировались в уровень цен, однако без дальнейшего существенного ухудшения во внешней среде ситуация с потребительскими ценами останется стабильной».
В Нацбанке отмечают, что основными рисками инфляции со стороны внешнего сектора становятся неопределенность в отношении будущих цен на нефть, а также продолжение тенденции роста инфляции в странах — основных торговых партнерах. «Цена на нефть марки „Брент“ в ноябре снизилась с 75 до уровня ниже 60 долларов за баррель, что является минимальным значением с начала года. Продолжается тенденция роста инфляции в странах — основных торговых партнерах. В ЕС ее уровень с начала года вырос с 1,7% до 2,2%, в Китае — с 1,8% до 2,5%, в России — с 2,5% до 3,5%».
Январская альтернатива
Предугадать, какими могут быть дальнейшие решения Нацбанка по базовой ставке, ближайшее из которых состоится 14 января, по-прежнему достаточно сложно. В комментариях Нацбанка отмечается, что он оценивает денежно-кредитные условия как нейтральные. Текущий уровень базовой ставки обеспечивает формирование инфляции внутри нового целевого коридора 4−6% к концу 2019 года.
Г-н Акишев отметил, что текущий уровень базовой ставки также остается нейтральным с точки зрения темпов экономического роста, не приводя к их ускорению или замедлению относительно долгосрочных потенциальных значений. Ранее глава Нацбанка упоминал, что базовая ставка не должна быть выше темпов экономического роста, которые прогнозируются на этот год в размере 4%, скорректированных в реальном выражении. При осуществлении прогнозов Нацбанка об инфляции в диапазоне 5−5.5% ставка должна быть не выше уровней в 9−9,5%. По его оценкам, проводимая процентная политика Нацбанка Казахстана нивелирует давление внешних факторов на внутренний валютный рынок. Текущий уровень базовой ставки позволяет обеспечить эффективное формирование курса тенге и снизить его влияние на внутренние цены.
При этом для Нацбанка важным остается не только уровень ставок в реальном секторе (регулятор явно не заинтересован в росте ставок по кредитам и стоимости фондирования в нынешней экономической ситуации), но и то, что происходит с изымаемой им с рынка тенговой ликвидностью и сохранением приоритетности вложения в тенговые инструменты этих средств по сравнению с валютным рынком. Г-н Акишев отметил, что на денежном рынке сохраняется избыточная ликвидность, стерилизуемая преимущественно выпуском нот. На 30 ноября чистое изъятие ликвидности Нацбанком составило 2,7 трлн тенге. Объемы краткосрочных нот в обращении- 3,5 трлн тенге. Доходность по нотам в ноябре, в зависимости от срочности, складывалась в диапазоне 8,5−8,88%.
При принятии предыдущего решения по базовой ставке Нацбанк упоминал, что рассмотрит возможности сужения коридора по изъятию и предоставлению ликвидности, который сейчас составляет плюс — минус 1% по отношению к базовой ставке. При уровне ставки в 9,25% ликвидность изымается под 8,25%, а предоставляется под 10,25%. Соответствующее решение не принято. Хотя, по словам главы Нацбанка, важной задачей в рамках повышения эффективности денежно-кредитной политики остается улучшение краткосрочной предсказуемости таргетируемого индикатора TONIA в границах целевого коридора базовой ставки: «То есть сохраняется необходимость усиления мер по сближению индикатора TONIA с базовой ставкой как за счет совершенствования операционной процедуры, так и рассмотрения целесообразности сужения границ процентного коридора. Необходимые решения в области денежно-кредитной политики будут озвучены НБРК при следующих пересмотрах базовой ставки». Очевидно, это означает в каких-то ситуациях (например, давления на курс тенге при том, что непосредственной угрозы выхода инфляции за верхние границы таргета существовать не будет) именно сужение коридора изъятия, и предоставление ликвидности может быть альтернативой повышению ставки.