Как и за счет чего растет рынок платежных карт

27.11.2018 • 13:13 1000

Как и за счет чего растет рынок платежных карт

Инструмент получения зарплаты становится платежным средством

Решить вопрос с теневой экономикой поможет переход на безналичные платежи. Об этом Нурсултан Назарбаев сказал, озвучивая ежегодное Послание 5 октября текущего года. Борьбой с теневой экономикой, по поручению Главы государства, займется Комитет финансового мониторинга. «Мы должны стремиться к „безналичной экономике“. Здесь следует опираться не только на репрессивные, но и стимулирующие инструменты, например, поощрять бизнес к использованию безналичного расчета. Завершение интеграции налоговых и таможенных информсистем повысит прозрачность администрирования», — подчеркнул Президент.

Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz решил выяснить, как сейчас обстоят дела с развитием рынка платежных систем и безналичных платежей, каковы перспективы и точки роста в этом сегменте.

Статистика последних лет показывает существенное изменение устоявшейся практики расчета наличными деньгами и постепенный переход к использованию платежных карточек для проведения безналичных платежей. Платежные карточки уже не являются чем-то уникальным. За время своего развития рынок платежных карточек стал более доступным, а сопутствующие банковские услуги и предложения более разнообразными. Если раньше большинство потребителей использовали платежную карточку исключительно для получения зарплаты, то сейчас ее постепенно начинают воспринимать как удобное и надежное платежное средство.

Многие держатели карточек смогли оценить преимущества и удобство использования их для оплаты приобретаемых товаров и услуг, в том числе через интернет-среду. Большое влияние на это оказали предлагаемые банками мобильные решения, которые обеспечивают комфортную среду для проведения безналичных расчетов.

Банковский сектор всегда был ориентирован на применение инноваций и современных технологий. Процессы автоматизации приблизили банки к моменту, когда главными каналами взаимодействия с их клиентами стали интернет и мобильная дистрибуция.

Как и прежде, в основном на казахстанском рынке представлены платежные карточки международных платежных систем VISA и MasterCard. На их долю приходится 51% и 32% рынка, соответственно оставшаяся часть рынка (17%) — на другие платежные системы.

Эмиссию платежных карточек фактически осуществляло 26 банков и АО «Казпочта». Количество выпущенных ими платежных карт на 01.09.2018 составило 21,6 млн ед., что больше в 2,3 раза по сравнению с показателями 2011 г. При этом подавляющее большинство карт — дебетные (расчетные) карточки, в том числе используемые в рамках зарплатных проектов.

de81c639d7e636df4bb2269d020.png

За 2011−2018 гг. изменилась и структура выпущенных карт банками. До 2018 г. мы можем наблюдать незначительное уменьшение доли дебетных карточек с 88,24% до 81,07%. В период с 2011 г. по 2014 г. наблюдается существенное увеличение доли кредитных карточек более чем в 1,8 раза, с 10,06% до 18,21%, после чего к 01.09.2018 г. их доля снижается до 15,91%. Изменение доли кредитных платежных карточек вызвано в большей степени политикой отдельных банков в изменении кредитного портфеля и увеличении доли краткосрочного кредитования, проводимой до
2015 г. Общее количество эмитированных банками дебетных карточек на 01.09.2018 составило 17,51 млн ед., кредитных карточек — 3,43 млн шт., что больше на 36,6% и на 45,3% соответственно по сравнению данными за 2015 г.

Проанализировав данные по кредитным платежным карточкам, можно сделать вывод, что спрос на них в кризисные периоды повышается. Для многих людей потребность в наличии «кредита в кармане» становится очень актуальной. Однако, несмотря на то что с 2012 г. рынок демонстрировал положительную динамику роста количества и общей доли кредитных карточек, с 2015 г. доля таких платежных карточек сократилась примерно на 4,5%. В то же время с 2016 г. можно наблюдать восстановление упущенных позиций рынка кредитных карточек, динамику роста более чем на 2%.

При этом одним из основных плюсов в использовании платежной карточки являются программы «лояльности», предлагаемые банками. Для повышения интереса клиентов к продукту некоторые банки начали использовать различные способы продвижения — от представления бонусов до прочих преимуществ использования платежных карточек. Одной из самых востребованных опций на сегодня является функция cashback, когда, расплачиваясь карточкой за товары и услуги, клиент получает определенную сумму от совершенной покупки обратно на счет, а значит, экономит на своих тратах.

Платежные карточки все шире используются как платежное средство, а не только для снятия наличных (см. рис. 1).

Доля количества безналичных операций в общей структуре карточных операций за последние три года увеличилась с 33% до 63%. Доля объема таких операций увеличилась с 13,8% до 29%.

Так, за 8 месяцев 2018 г. было проведено 387 млн безналичных операций на сумму 4 432 млрд тенге, что превышает более чем в три раза аналогичные показатели за 2015 г.

В среднем ежемесячно через одну активную платежную карточку производится 10 операций (3 — получение наличных денег, 7 — безналичные операции).

ca74e64309d2967081f5eaa8422.png

Не менее 95% безналичных операций, осуществленных с использованием платежных карточек, производились через Pos-терминалы и интернет-ресурсы. Объем безналичных операций, проведенных через Pos-терминалы с использованием платежных карточек, составил 2 355,4 млрд тенге, или 53%.

В то же время особого внимания заслуживают транзакции, осуществленные с использованием интернет-ресурсов и мобильных телефонов. Доля объема таких операций составила 1 846,6 млрд тенге, или 42%, в то время как, к примеру, в 2015 г. не превышала и 13%. Во-первых, к транзакциям в онлайне возросло доверие, и в ряде случаев товары и услуги в интернете стали дешевле. Во-вторых, это просто удобнее.

Структура безналичных операций, совершенных с использованием платежных карточек

d0149391087327ba75909c91ae5.png

К тому же региональное развитие казахстанского рынка использования платежных карточек значительно различается.
Наиболее высокие среди остальных областей показатели по объему безналичных операций демонстрируют Алматы, гАстана и Акмолинская область. Жамбылская и Кызылординская области характеризуются наименьшими значениями по показателям объема безналичных платежей среди остальных областей.

Структура операций по получению наличных денег и безналичных операций с использованием платежных карточек за 8 месяцев 2018 г., %

d751b9fd306f19086201f628d32.png

Астана, Алматы и Карагандинская область изначально характеризовались самыми высокими показателями в части концентрации банков, финансовых ресурсов и плотности населения, что позволило рынку платежных карточек и электронных терминалов в данных регионах стать наиболее развитым.

Объем операций по безналичным операциям с использованием платежных карточек в разрезе областей, в млн тенге

bee5f816a9b4d39fb9cbf14c8fc.png

Количество электронных терминалов в разрезе областей по состоянию на 01.09.2018 (ед.)

c8096697ecc2f91f22995799354.png

Подытожив результаты проведенного анализа, невозможно не отметить, что казахстанский рынок платежных карточек и использование их для безналичных операций продолжает демонстрировать рост по сравнению с предыдущими годами и является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных сегментов финансового рынка в Казахстане.


Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

платежные карточки

27.11.2018 • 13:13 1000

Поделиться
Как и за счет чего растет рынок платежных карт
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus