«Взаимодействие с финтехом все еще проходит, если не по такому тонкому льду, как несколько лет назад, то все еще при туманной погоде. Есть устоявшиеся отношения с некоторыми платежными организациями, которые можно смело относить к финтеху, но в таких областях, как кредитование, управление сбережениями и капиталом, страхование и различные „околофинтеховские“ направления взаимодействия, по сути, нет вообще», — Константин Аушев, руководитель Группы консультирования в области ИТ KPMG в Казахстане и Центральной Азии, говорит о том, какие отношения сложились между финтех-компаниями и банками за то время, пока отрасль финансовых технологий существует в Казахстане.
При этом, по словам эксперта, обоюдное желание двух сторон — и банков, и финтех-компаний — расширять взаимодействие — есть. Так же, как есть и боязнь банков — но не конкуренции со стороны финтех-игроков, а именно регуляторного воздействия. Такие выводы собеседник делает, опираясь на опыт общения с банками на проектах по бизнес- и ИТ-стратегиям.
Как чувствует себя индустрия, каких финтехов не хватает Казахстану и нужна ли им регуляторная «песочница» — Константин Аушев ответил на вопросы делового еженедельника «Капитал.kz».
— Как вы оцениваете развитие финтех-индустрии в Казахстане? Какие факторы мешают, какие способствуют развитию?
— Развитие финтех-индустрии в двух словах я бы охарактеризовал как соответствующее развитию рынка в целом. Сравнивая Казахстан с миром, я бы одинаково отвечал на первый вопрос, будь он задан про другие индустрии — например, ретейл или страхование. Как и во многих индустриях, на нашем рынке вроде бы есть громкие заявления и PR, даже некоторые имена звучат на каждом углу в реальном и виртуальном мирах, но нет по-настоящему крупных «акул».
Стоп-фактором для финтеха часто называют размер рынка, уровень финансовой грамотности, количество ИТ-специалистов, количество коворкинг-центров, но заметьте — в нашем отчете (рейтинг KPMG Fintech100, — прим. ред.) среди ста самых притягательных для инвесторов финтех-компаний есть представители таких стран, как Барбадос, Колумбия, Нигерия, Кения. Иордания, Литва, Вьетнам. Рынки, вошедшие в отчет Fintech100, очень разные по показателям численности, грамотности, охваченности банковскими услугами, ВВП, качеству ИТ-образования в вузах
Действия центробанков сегодня не могут сводиться к одним лишь «кусочным» НПА, которые утверждаются годами. Фактически во всех 36 странах, фигурирующих в отчете Fintech100, за последний год так или иначе были предприняты шаги в области регулирования деятельности финтех-индустрии. В основном это касается создания регуляторных «песочниц», в рамках которых новые игроки совместно с традиционными институтами апробируют новые бизнес-модели. Кроме того, там принимаются руководящие рекомендательные глубоко проработанные стандарты как по части деятельности в целом, так и по управлению рисками (в том числе, кибербезопасности), стимулирование финтех-индустрии происходит в наитеснейшем взаимодействии с другими странами.
То, что и «песочница», и регулирование криптовалюты, и различные стимулирующие шаги реализуются на площадке или при поддержке МФЦА — это, конечно, большая и важная деятельность. Нужно только понимать, что МФЦА — это ограниченная юрисдикция со своим регулированием. Безбоязненно экспериментировать со взаимодействием с финтех-игроками, да так, чтобы при этом можно было объективно оценить результат, банки не смогут.
— Насколько жизнеспособны финтех-стартапы в Казахстане?
— Опять же, пока жизнь стартапов и их взаимодействие с финансовыми организациями проходят в серой зоне, всякое развитие будет затруднено. Даже если посмотреть только инфраструктурно — многие организации считают, что облачные сервисы в Казахстане для них запрещены на законодательном или регуляторном уровне. На самом деле, они находятся в нерегулируемом поле и просто нет принятых во всем мире механизмов оценки рисков на стороне облачных провайдеров (таких, как, например, SOC-аттестация).
С регулятором рынок обсуждает эти вопросы, но конкретных шагов пока не предпринималось. Вместе с тем, если рассмотреть финтех-решения, вошедшие в наш отчет, то можно увидеть, что они представляют собой либо облачные платформенные сервисы, либо симбиоз с другими «облаками».
— Какие ниши в финтех-индустрии, на ваш взгляд, наиболее перспективны с точки зрения доходности, незанятости, какие — наиболее заполнены?
— Наиболее заполнен, безусловно, сегмент кредитования. Хотя и тут есть ниши по взаимодействию с традиционными банками. За последние пару лет неплохо развились игроки в области платежей, но и эту нишу нельзя назвать заполненной. Появлялись решения для управления финансами, но этот сегмент, как и сегменты страхования и взаимодействия с регуляторами, по сути, полностью пусты, хотя в мире именно на InsurTech, RegTech инвесторы сейчас делают большую ставку. В сегменте необанков тоже свободно.
Конечно, постоянно развиваются предложения от существующих институтов (за исключением корпоративного сегмента). Однако это развитие идет медленнее, чем ожидалось, полностью цифровых банков с отлаженными мобильными приложениями на рынке так и не появилось, и даже уже есть примеры, когда подобные инициативы заканчивались уходом игрока с рынка вообще.
— Как вы оцениваете рынок по объему, емкости? Каковы обороты и прибыли в среднем по рынку?
— Потенциальный объем рынка очевиден — все дееспособное население страны плюс временно проживающие, да и соседние страны тоже можно отнести к потенциальному объему. По оборотам и прибыли данных нет — тут вопрос, как считать, ведь финтех — это не только стартапы, но и применение финансовых технологий крупными, уже устоявшимися, компаниями. В другом нашем отчете, Pulse of Fintech, новая версия которого должна скоро выйти, приводятся сведения, что за первое полугодие 2018 года глобальный объем инвестиций в финтех составил $58 млрд. Учитывая, что различные эксперты оценивают средний возврат от подобных инвестиций в диапазоне 10−30% ежегодно, можно примерно просчитать цифры по прибыли.
— Какие компании вы могли бы отнести в топ-10 самых успешных финтехов в Казахстане?
— Если бы мог назвать 10 успешных отечественных финтехов, то, по крайней мере, один из них точно вошел бы в нашу глобальную подборку Fintech100. В этом году, кстати, мы выделили один российский финтех — Blackmoon, работающий в сегменте фондирования. Поистине восхищающих финтехов на рынке Казахстана не могу выделить. Вместе с тем радует само по себе появление и развитие таких сервисов, как SmartPay, DARVIS, Wooppay, «Рахмет» и др.
* Мнение эксперта не обязательно совпадает с официальным мнением фирмы.