Директор аналитической группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Эрик Ариспе прокомментировал по просьбе делового еженедельника «Капитал.kz» недавнее решение о подтверждении казахстанского суверенного рейтинга. Несмотря на все происходящее на развивающихся рынках, оценки агентства относительно макроэкономической ситуации в Казахстане остаются весьма позитивными.
Гибкость курса против внешних шоков
— Как сохранение суверенного рейтинга Казахстана на уровне «ВВВ» смотрится на фоне происходящего на других развивающихся рынках и рейтинговых решений Fitch по этим странам?
— Подтверждение суверенного рейтинга Казахстана на уровне «ВВВ» со «Стабильным» прогнозом 28 сентября отражает сильные внешний и фискальный балансы государства в плане существенных чистых иностранных активов (43% от ВВП на конец 2018 г.) и низкого общегосударственного долга (19,1% от ВВП), прогресс, достигнутый властями по снижению инфляции и сокращению дефицита бюджета, а также благоприятные цены на нефть.
В сравнении с другими сопоставимыми странами с развивающейся экономикой подтверждение рейтинга и прогноза по рейтингу Казахстана отражает тот факт, что потребности во внешнем финансировании являются низкими, в особенности ввиду продолжающегося снижения дефицита счета текущих операций, а также учитывает нацеленность властей на повышение макроэкономической стабильности, восстановление буферов накоплений и разрешение ситуации с сохраняющимися длительное время слабыми сторонами финансового сектора.
— Насколько на решение агентства повлиял переход к режиму свободного плавания тенге? В отчете говорится о большей устойчивости по отношению к внешним шокам по сравнению с ситуацией 2014−2015 годов. Будут ли срабатывать эти механизмы в случае резких колебаний цен на нефть?
— Мы полагаем, что гибкость обменного курса улучшает способность государства справляться с внешними шоками без сокращения буферов внешних накоплений. Повышение гибкости обменного курса взамен стремления закрепить его на каком-то определенном уровне не только должно способствовать сохранению суверенного баланса, но и позволит экономике адаптироваться к изменениям внешней конъюнктуры.
Конечно, более высокая гибкость обменного курса может также создать трудности для властей в плане урегулирования инфляционного давления, обусловленного снижением курса национальной валюты, и возможных последствий для финансового сектора, например, в форме потенциального ухудшения качества активов в валютном портфеле. Поэтому продолжение шагов по укреплению надежности монетарной политики и разрешению сложностей в банковском секторе будет позитивным для поддержания устойчивости экономики страны.
Торговый профицит vs репатриация дивидендов и прибыли
— Каковы оценки Fitch относительно уровня казахстанского внешнего долга и насколько на ситуацию влияет репатриация прибылей инвесторами в сырьевых секторах?
— Как мы отмечали, чистый внешний долг Казахстана (прогнозируется на уровне 22,4% от ВВП в 2018 г.) выше, чем у сопоставимых стран с рейтингами «BBB» (на сегодня медианный показатель за 2018 г. для данной рейтинговой категории составляет 7,7% от ВВП). В то же время это в значительной мере отражает связанный с прямыми иностранными инвестициями долг в секторе ТЭК, по которому риски рефинансирования и погашения, по мнению Fitch, являются относительно умеренными.
Для экспортеров сырьевых товаров репатриация прибыли и дивидендов представляет собой один из факторов, влияющих на динамику счета текущих операций. Мы прогнозируем сокращение дефицита счета текущих операций до 1,7% от ВВП в 2018 г., что будет отражать укрепление торгового профицита, но также более высокий дефицит доходов, обусловленный репатриацией дивидендов и прибыли. Дефицит счета текущих операций у Казахстана в среднем будет составлять 1,1% от ВВП в 2019—2020 гг., что будет отражать умеренные перспективы роста, по-прежнему благоприятные цены на нефть, увеличение нефтедобычи и сохранение оттока средств, связанного с прямыми иностранными инвестициями.
— Насколько на оценки по казахстанским суверенным рискам может влиять рост социальных расходов, субсидирование определенных отраслей экономики и предоставление долгосрочной ликвидности банкам? Остается ли риск возможной дополнительной капитализации банковской системы одним из ключевых в отношении Казахстана?
— С точки зрения фискальной политики мы продолжаем уделять пристальное внимание планам государства по сокращению трансфертов из Национального фонда в бюджет, увеличению неналоговых доходов и уменьшению ненефтяного дефицита бюджета. В случае продолжения их реализации эти меры, в свою очередь, будут способствовать улучшению макроэкономической стабильности и пополнению активов казахстанского Национального фонда в среднесрочной перспективе.
Что касается банковского сектора, по нашему мнению, его дальнейшая государственная поддержка может потребоваться, но не оказала бы существенного давления на суверенный баланс.