Что такое платежный баланс, какова его аналитическая значимость и для чего Национальный Банк прогнозирует текущий счет платежного баланса — об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с заместителем директора Департамента платежного баланса и валютного регулирования Национального Банка РК Азатом Ускенбаевым.
— Азат Бекболатович, в середине сентября Национальный Банк опубликовал пресс-релиз о прогнозе текущего счета платежного баланса РК. Расскажите, какова аналитическая значимость прогноза платежного баланса и как правильно интерпретировать результаты прогноза?
— Платежный баланс — это отчет, отражающий потоки товаров, услуг и платежей между одной страной и всем остальным миром. Отчет показывает, какую сумму страна выплатила остальному миру за товары, которые она импортировала, и какую сумму она получила от остального мира за свой экспорт.
В отчете также отражаются платежи по экспорту и импорту услуг наряду с доходами к получению от остального мира и доходами к выплате остальному миру. К примеру, если казахстанское предприятие вложилось в некий проект за рубежом, то доходы, получаемые от этого проекта, будут классифицироваться как доходы к получению. Аналогично доходы иностранного инвестора от проекта в Казахстане классифицируются как доходы к выплате.
Таким образом, текущий счет платежного баланса — это совокупное сальдо торгового баланса, баланса услуг и баланса доходов.
Если текущий счет отрицательный, то страна выплачивает остальному миру больше, чем получает. Такая ситуация называется дефицитом текущего счета. При дефиците текущего счета притока валюты от экспорта недостаточно, чтобы покрыть весь отток. В результате в стране сохраняется относительно высокий спрос на иностранную валюту. Это, в свою очередь, оказывает давление на курс национальной валюты.
Однако нужно быть осторожным с выводами и тезисами. Нельзя однозначно говорить, что дефицит приводит к ослаблению валюты. Текущий счет — это не причина, а следствие экономической активности страны. Платежный баланс полезен аналитически, так как дает понимание процессов в экономике, а также может указать на фундаментальные причины изменения курса национальной валюты.
— Получается, вы хотите сказать, что если в стране сохраняется дефицит текущего счета, то это неизбежно будет приводить к давлению на курс?
— В целом да, дефицит чаще всего сигнализирует, что позиция национальной валюты относительно слаба. Однако важно понимать, как этот дефицит финансируется. Если мы импортировали и выплатили доходы инвесторам на большую сумму, чем страна заработала экспортной выручки, то эта разница должна финансироваться. Поэтому платежный баланс включает все: банковские операции, приток и отток инвестиций, движение активов Национального фонда, резервов и пенсионного фонда, оценку наличности на руках у населения
К примеру, если страна оплачивает дефицит за счет резервов, то она фактически живет за счет того, что накопила. В данном случае давление на курс возрастает, так как спрос на валюту будет покрываться резервами центрального банка.
В Казахстане ситуация отличается, так как инвестиционная привлекательность страны высока. Как следствие, привлекаемые иностранные инвестиции покрывают разрыв финансирования. То есть сохраняется приток иностранного капитала в различные сектора экономики. К сожалению, чаще всего капитал притекает в сырьевой сектор. Однако данный приток относительно стабилен и его снижение в среднесрочной перспективе не ожидается.
— По прогнозам, опубликованным НБ РК, дефицит в 2018 году резко сокращается по отношению к 2017 году. Однако в 2019 году улучшения не происходит. Не могли бы вы прокомментировать прогнозы на 2018 и 2019 годы?
— Ключевой компонентной определяющей состояния текущего счета является экспорт товаров. В Казахстане основными экспортными товарами являются: нефть и газовый конденсат (в 2017 году — 59,8%), цветные металлы (18,7%), черные металлы (8,7%).
При прогнозировании платежного баланса используются сценарии. Так как нефть является основным экспортным товаром и ее цены определяют состояние платежного баланса, мы используем сценарные прогнозы по нефти. Как правило, это три сценария: базовый сценарий ($60 за баррель), оптимистичный и пессимистичный сценарии ($70 и $50 за баррель соответственно).
В случае снижения цен на нефть до $60 за баррель в четвертом квартале 2018 года средняя цена за весь 2018 год сложится на уровне $70 за баррель, так как за первые 9 месяцев текущего года средняя цена на нефть была гораздо выше. Таким образом, при базовом сценарии в $60 средняя цена в 2018 году составит $70, а в 2019 — $60 за баррель.
В результате в базовом сценарии дефицит текущего счета сократится с (-)3,3% от ВВП в 2017 г. до (-)2,3% от ВВП в 2018 г. В 2019 году дефицит составит (-)3,8% от ВВП.
— Тогда почему вы не использует $70 за баррель в качестве базового сценария? Ведь текущие цены стабильно выше этой планки.
— Дело в том, что Национальный Банк крайне консервативен в своих прогнозах. По нашему мнению, регулятор должен быть максимально осторожен при реализации денежно-кредитной политики и быть максимально подготовленным к реализации рисков. Так как снижение цен на нефть — это основной риск для экономики Казахстана, мы крайне осторожны в своих прогнозах. Но, естественно, сценарии в $70 и $50 долларов за баррель также учитываются при принятии решений.
— Расскажите, пожалуйста, в каких целях используются результаты прогноза платежного баланса? Как часто разрабатывается прогноз?
— Результаты прогноза платежного баланса используются для аналитического сопровождения принятия решений по денежно-кредитной политике. Разработка прогноза осуществляется 4 раза в год в рамках прогнозных раундов.
— Назовите основные риски, помимо цен на нефть, при реализации которых дефицит может ухудшиться?
— Существует несколько факторов, сдерживающих улучшение текущего счета. К примеру, рост импорта товаров. Мы ожидаем, что импорт продолжит расти в результате восстановления платежеспособного спроса как за счет доходов населения, так и за счет роста выдачи потребительских кредитов. Кроме того, начало реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в нефтегазовом секторе подразумевает рост импорта дорогостоящего оборудования, труб и строительных материалов для трубопроводов. Однако данные риски максимально учтены в прогнозах, и, по нашим оценкам, резкий рост импорта маловероятен.
Другим фактором, сдерживающим улучшение текущего счета, является рост выплат доходов иностранным инвесторам, оперирующим преимущественно в нефтегазовом и металлургическом секторе. Как правило, такие выплаты растут в период высоких цен на нефть. В последнее время наблюдается рост доходов к выплате иностранным инвесторам.
На сегодняшний день существует риск продолжения роста доходов иностранных инвесторов. Данная ситуация — результат того, что крупные проекты в Казахстане реализуются при помощи иностранного капитала с прямым участием.
— Что же тогда должно произойти, чтобы текущий счет в Казахстане вошел в стабильный профицит?
— К сожалению, панацеи от дефицита текущего счета нет. Дефицит, который мы наблюдаем последние три года, это результат слабой диверсификации экономики. Это структурная проблема, решением которой должен быть диверсифицированный экспорт и в первую очередь экспорт готовых товаров, а не сырьевых, а также импортозамещение.
В этом контексте платежный баланс показывает степень зависимости экономики от цен на сырьевые товары.
— Большое вам спасибо за интересную беседу.