Одной из причин резкого ослабления курса тенге к доллару глава Нацбанка Данияр Акишев назвал общее тревожное положение с валютами на развивающихся рынках. Он отметил, что на валютном рынке тенге с начала года ослабел на 13,8%, и курс составляет на 10 сентября 378,11 тенге за доллар США.
На курс тенге оказывает влияние не только падение российского рубля на 22% с начала года, но и фактор значительного ослабления валют развивающихся стран к доллару США. По словам Акишева, с начала года аргентинский песо ослаб в 2 раза, турецкая лира — на 69%, бразильский реал — на 23%, южноафриканский ранд — на 23%, индийская рупия — на 12%, китайский юань — на 5%.
Обострение внутренних проблем
Согласно докладу Bank of America Merrill Lynch, основные причины падения рынков таковы: возможность более быстрого повышения ставок ФРС США, а также торговые конфликты между США, Китаем и другими странами. Кроме того, рост экономик развивающихся стран в последнее время замедляется, что приводит к обострению внутренних проблем.
Негативный внешний фон и замедление роста приводят к тому, что в экономике развивающихся стран начался эффект домино: сначала начали падать наиболее уязвимые из них, например, Аргентина и Турция, а затем все остальные, сообщили эксперты банка.
Внутренние проблемы Турции связывают с высокой инфляцией и высокими ставками, из-за которых компании и банки занимают на внешних рынках. Лира начала дешеветь еще весной на фоне оттока инвесторов.
Советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов отметил, что мировая экономика приближается к новому циклическому кризису, США усиливают таможенную защиту своего рынка, ФРС перешла к политике повышения ставок. Все эти факторы сильно давят на стоимость валют развивающихся стран.
Попытки найти внутри группы развивающихся стран лидеров и аутсайдеров в гонке девальваций бессмысленны, ибо они могут очень быстро поменяться местами, заметил он. По словам эксперта, до прохождения циклического кризиса нестабильность валют развивающихся стран сохранится. Скорее всего, кризис произойдет в 2019—2020 годах, если только политики не подкинут какой-либо сюрприз, подчеркнул г-н Хестанов.
Интерес к риску
Старший аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Бодрова отметила, что, с одной стороны, дело в силе доллара США. Американская статистика в последнее время публикуется с сильными показателями, что дает доллару дополнительную поддержку. Кроме того, мировые инвесторы явно нуждаются в активах «тихой гавани» — долларе, иене — пока США продолжают разворачивать полномасштабную торговую войну с Китаем.
С другой стороны, на рынке растет градус опасений относительно ужесточения пакетов антироссийских санкций, причем как со стороны США, так и со стороны ЕС. Это давит на позиции российской валюты и отчасти отражается и на тенге.
Общий негатив в отношении валют развивающихся экономик связан со снижением интереса к риску. В зоне риска — и юань, и тенге, и рубль, и все остальные их «коллеги», подчеркнула эксперт.
Она заметила, что ставка ФРС будет расти в сентябре: рынок закладывает 100%-ную вероятность этого сценария, и в декабре — 75% вероятности. Это даст доллару США поддержку и, соответственно, окажет давление на валюты развивающихся экономик. Фаза неопределенности сохранится еще минимум на три месяца, дальше заглядывать сейчас бессмысленно, считает г-жа Бодрова.
«Ожидания по рублю и тенге на ближайшее время не самые оптимистичные. Среднесрочная перспектива торгов пары доллар/рубль — это коридор 69,0−70,50 руб., пары доллар/тенге — 375−385 тенге», — сказала она.
Сложная геополитическая ситуация
Главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов заметил, что снижение валют стран с развивающейся экономикой к американскому доллару, прежде всего, связано с переоценкой рисков глобальными инвесторами.
Рост процентной ставки в США и доходностей на рынке казначейского долга привел к увеличению рисков для инвестиций на emerging markets и необходимости уменьшать долю таких активов в своих портфелях. Наибольшее давление испытали или уже испытывают страны с дефицитами бюджета, платежного баланса, большими долларовыми долгами и сложной геополитической ситуацией.
Распродажи коснулись Турции, Аргентины, ЮАР. Снижение других валют emerging markets пока не является критическим. «Казахстан и Россия на общем фоне выглядят устойчиво, пока макроэкономическая ситуация стабильна», — прокомментировал г-н Богданов.
Большая долларовая зависимость
Однако в России есть проблемы с США, санкционная тема заставляет инвесторов быстро сокращать позиции в российских активах, что создает давление на российский рубль, но пока финансовые власти не видят в этом большой проблемы, считает Олег Богданов.
«Безусловно, все эти темы влияют на казахстанский тенге. Добавляет негатива торговая война между США и Китаем. Последние макроэкономические данные из КНР говорят о том, что американские пошлины уже начали оказывать негативное влияние на экономику страны. Если замедлится китайская экономика, то это, однозначно, снизит спрос на сырьевые товары, следовательно, упадут и цены. Поэтому тенге выглядит сейчас слабо», — прокомментировал эксперт.
По его словам, скорее всего, негативный тренд продолжит развиваться и, вполне вероятно, может привести к кризисным явлениям в отдельных странах, особенно в тех, где есть двойные дефициты и большая долларовая зависимость.
Не сядут за стол переговоров
Ведущий аналитик AMarket Артем Деев заметил, что давление на развивающиеся рынки продолжает оказывать санкционная и антиглобализационная позиция США в лице Дональда Трампа. Развернувшаяся торговая война и стала причиной упаднических настроений, обусловленных ожиданиями значительного экономического спада всей мировой экономики.
Учитывая, что США не собираются садиться за стол переговоров практически ни с одним государством, ситуация будет только ухудшаться, убежден эксперт.
Именно геополитическая неопределенность и является основным катализатором бегства инвесторов из рисковых активов, которыми, по сути, и являются валюты и инструменты фондовых рынков развивающихся стран.
Серьезные потери несет рубль, демонстрируя общую рыночную панику в преддверии ввода новых санкций со стороны США. Инвесторы спешно выводят средства из национальных облигаций финансового займа, опасаясь за сохранность собственных капиталов, подчеркнул аналитик.
Трудные времена
По словам спикера, российской экономике предвещают не лучшие времена, что по принципу цепной реакции негативно отражается и на ее стратегических партнерах, среди которых и Казахстан.
Ситуация усугубляется и проводимой ФРС политикой более высоких процентных ставок, разгоняющей доходность американских трежерис. На текущий момент доходность 10-летних облигаций США в одном шаге от психологической планки в 3%. При таких показателях прибыли на самом надежном рынке мира активам развивающихся стран конкурировать с ними почти невозможно, отметил аналитик.
В фарватере негатива
Аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов подчеркнул, что на данном этапе инвесторы следуют в фарватере негативных настроений в отношении мировой торговли, где превалируют риски торговых войн и сложной ситуации на развивающихся рынках, чьи валюты и активы продолжают оставаться под давлением.
В то время как американские биржи плавно снижаются от новых исторических максимумов, достигнутых в августе, ситуация на развивающихся рынках продолжает ухудшаться. Так, на старте текущей недели индекс MSCI Emerging Markets опустился на 1,2% - до самого низкого уровня за 14 месяцев, гонконгский Hang Seng вплотную приблизился к медвежьему рынку.
«По оценкам Goldman Sachs, некоторые валюты Emerging Markets все еще не так дешевы, как в начале 2016 года, и могут продолжить падение. Аргентина, Южная Африка и Турция стоят на пороге валютного кризиса», — говорит Сергей Дроздов.
Все закончится стагнацией доходов
Российский рубль в понедельник закрылся на отметке 70,56, снизившись на 0,93% по отношению к доллару США, обновив минимумы 2016 года на фоне продолжающихся продаж активов развивающихся рынков. Доходность 10-летних ОФЗ в понедельник достигла отметки 9,34 % годовых — максимума с апреля 2016 года.
По словам Сергея Дроздова, в текущей ситуации девальвация тенге в условиях волатильности на развивающихся рынках, вызванная монетарной политикой ФРС США, служит своеобразным щитом от внешних шоков и инструментом для наполнения бюджета ввиду того, что основная часть доходов республики формируется за счет валютной выручки от экспорта сырья, а социальные обязательства исполняются в национальной валюте.
«Однако чрезмерное увлечение ослаблением национальной валюты несет под собой риски роста инфляции. Неоправданно слабый тенге на фоне роста цен на нефть может привести к существенному подорожанию бензина, где следующим шагом будет рост цен на продукты питания и промышленные товары. В результате все это может закончиться стагнацией доходов населения и, как следствие, падением покупательской способности, что, безусловно, негативно отразится на всей экономике республики в целом», — заключил г-н Дроздов.