У Национального банка нет какой-то планки по курсу доллара, при которой он может вмешаться в курс и провести валютные интервенции. Об этом в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сообщила директор департамента монетарных операций Нацбанка Алия Молдабекова.
«Есть ли у Нацбанка какая-то планка, когда он может вмешаться в формирование курса?» — спросил Kapital.kz у Алии Молдабековой.
«Мы всегда оставляем за собой право вмешиваться в курс доллара. Теоретически это право может быть реализовано в двух случаях. Во-первых, когда дневная волатильность курса на бирже зашкаливает (за среднестатистические объемы. — Ред.) и это может привести к некой дестабилизации — население может побежать в обменники (сильно поднять или опустить курс. — Ред.). Во-вторых, мы можем вмешаться в курс тогда, когда валюта просядет или взлетит из-за одного-двух игроков на KASE. Ведь нужно понимать, что у нас очень узкий рынок, число покупателей и продавцов валюты на KASE очень ограничено. Объясню, в определенный день на KASE может быть очень мало продавцов или, наоборот, мало покупателей валюты», — отметила она.
Также Алия Молдабекова подчеркнула, что у Нацбанка нет какой-то определенной планки по курсу доллара, при которой регулятор должен будет вмешаться в курс.
Собеседница уточнила, почему на KASE не приостанавливаются торги валютой при явных перекосах курса. «Приостановление торгов может привести к двум ситуациям. Во-первых, с биржи участники валютных торгов могут уйти на межбанковский рынок, то есть валюта может торговаться вне биржи. Во-вторых, если приостановить торги, то многие казахстанцы могут подумать, что ситуация с курсом совсем плоха, и побегут в обменники. Но в истории много случаев, когда биржи закрывались во время перекоса курса, при обвале курса. В принципе, этот механизм нужно держать на вооружении», — заметила Алия Молдабекова.
Отметим, по данным биржи, только в июне курс тенге несколько раз устанавливал антирекорды, самый яркий из них, когда нацвалюта превысила планку 350 тенге за доллар. Впрочем, как оказалось, американская валюта не намерена была сдавать позиции. Вскоре, в середине августа, доллар перешел новый рубеж — он достиг планки 363 тенге.
Как отмечают аналитики, доллар стал укрепляться из-за озвученного Вашингтоном 8 августа новом пакете санкций против России в связи с «делом Скрипалей», которые могут быть введены. Позже, 24 августа, стало известно, что первый пакет санкций вступит в силу в понедельник, 27 августа.
Госдепартамент установил, что Россия использовала химическое оружие в нарушение международного права против собственных граждан. Санкции предусматривают прекращение любой помощи России от США, «кроме срочной гуманитарной помощи, продуктов питания и иных сельскохозяйственных продуктов». К тому же госдеп перестанет выдавать лицензии на экспорт российским государственным компаниям американского оружия и продукции двойного назначения, за исключением экспорта, необходимого для сотрудничества в космосе и коммерческих космических запусков, а также продукции, необходимой для обеспечения безопасности полетов гражданской авиации. России также откажут в «любом кредите, кредитных гарантиях и другой финансовой поддержке» со стороны любого учреждения США.